Анна Аленичева
Педагогический проект по ПДД «Правила дорожного движения — нужно знать всем, без исключения!»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Публикация «Педагогический проект по ПДД „Правила дорожного движения — нужно знать всем, без исключения!“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
. Актуальность
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улицах.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть.
Описание материала:
Плакаты с изображением правил дорожного движения, макет микрорайона, макеты домов, людей, дорожных знаков, машинки, собирающаяся парковка, картины, схемы, картинки с изображением дорожных знаков; с изображением ситуаций на дорогах, дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фуражки,жезл,рули,фартуки с изображением автомобилей), книги с иллюстрациями.
Тип проекта
Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой.
Срок проекта
среднесрочный.
Участники проекта дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель:
Сформировать у детей среднего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения
сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи проекта
Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Все проведё нные мероприятия нацелены на:
1. Расширение знаний детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
2. Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
3. Разработку наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительной группы.
По ходу проводимых мероприятий решались такие задачи:
1. Формировать у детей среднего дошкольного возраста знаний о культуре поведения на дороге.
2. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей
3. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Вся работа была построена на достижение такого результата:
1. Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.
2. Различать понятия о перекрёстках различной сложности, закреплять представления о проезжей части, о переходе при двухстороннем движении, дорожных знаках : знаках сервиса, предупреждающих знаках, запрещающих, некоторых предписывающих.
3. Иметь преставления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
4. Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорт
Образовательные: - Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие: - Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
Речевые: - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- Развивать связную речь;
Воспитательные: - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Формы работы по реализации проекта :
Тематические развлечения, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, выставка творческих работ.
Предполагаемый результат
У детей сформировано осознанное поведение на улице, в дорожно -транспортных ситуациях, отношение к соблюдению правил. Развито чувство самоконтроля, ответственности, сформированы предпосылки готовности отвечать за свои поступки. Тем самым сохранены жизнь и здоровье детей
Этапы проекта :
I этап подготовительный:
1. Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
2. Определить продукт проекта :
3. знание правил дорожного движения;
4. Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»
5. Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.
6. Изучить методическую литературу:
• К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; \
• Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»;
• В. А. Добряков «Три сигнала светофора»;
• В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»;
• Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем»;
• Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие
7. Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как вести себя на улице и в транспорте?».
- пополнить предметно-развивающую среду.
- провести с родителями беседы, консультации.
- «Безопасность детей в наших руках»,
- практикум: «Причины детского дорожно - транспортного травматизма»
- оформление папки-передвижки : «правила поведения на остановке маршрутного транспорта!»
- информация в родительский уголок: «Это надо знать»,
- организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
- анкетирование на темы:
1) Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения.
2) Анкета для родителей по правилам дорожного движения
II этап реализационный
- Организовать работу по решению задач проекта через :
1) Чтение художественной литературы:
-Б. Житков «Светофор»
-Дмоховский А. «Чудесный островок»;
-Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
-Кожевников В. «Светофор»;
-Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
-Маршак С. «Светофор»;
-Мигунова Н. А. «Светофор»;
-Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
-Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
-Пляцковский И. «Светофор»;
-Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
-Северный А. «Светофор»;
-Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
2) Рассматривание иллюстраций, картинок;
3) Дидактические игры:
-«Светофор»
-«Угадай-ка»
-«Наша улица»
-«Поставь дорожный знак»
-«Это я, это я, это все мои друзья!»
-Будь внимательным»
- «Доскажи словечко»
-«Узнай по описанию».
4) Подвижные игры :
-«Пешеходы и автомобили»
-«Дорожные знаки и автомобили»
-«Светофор» и другие.
5) Сюжетно- ролевые игры:
-«Пешеход»,
-«Служба спасения»
-«Поездка домой на автобусе»
6) Отгадывание загадок
7) Разучивание песен по теме проекта
8) Целевые прогулки- наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы;
разбор каждой ситуации
9) Разбор ситуаций:
-«Чего не должно быть»
-«Как правильно перейти через дорогу?»
-«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»
-«Что нужно знать, если находишься на улице один?»
10) Составление творческих рассказов:
«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
«Если бы все знаки перепутались?»;
«Истории в транспорте»;
11) Приглашение сотрудника ГБДД для беседы с детьми на тему: «Безопасное поведение на дорогах».
12)Просмотр видео фильма о правилах дорожного движения
13) «Совместное художественное творчество родителей и детей
На тему» Безопасность на дорогах»
III этап Заключительный
-Оформление выставки творческих работ «Безопасность на дорогах»
-Оформление уголка «Правила дорожного движения для детей»
-Организация познавательно- игровой деятельности «Добрый друг – светофор»
-Изготовление макета микрорайона
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки
Несомненно, такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает положительные результаты, самое главное то, что родители и дети заинтересовались данной проблемой. Проект может быть использован в других ДОУ.
Перспектива развития
Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
- создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта : «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»
Список литературы
1. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
2. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
5. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
6. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
7. «Три сигнала светофора» Ф. Т. Саулина изд. Мозаика- Синтез Москва 2009г.
8. Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая 2014г
9. «Правила дорожного движения» Н. А. Избекова учебное пособие Москва «Просвещение» 1987г
10. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степанкова Москва «Просвещение»
11. «Основы здорового образа жизнидеятельности» Н. П. Смирнова
12. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.» : Просвещение, 2007г.
13. К. Ю. Белая «Я и мая безопасность.» Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная пресса, 2010г. -48
14. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
15. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство – пресс», 20087г.
16. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М. : педагогическое общество России, 2005г.
17. Л. Б. Подубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
18. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.