Наталья Борисовна Любимова
Педагогический проект по ПДД «Безопасная дорога в детский сад» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Авторы работы:
Любимова Наталья Борисовна
воспитатель 1 категории;
Анощенкова Елена Васильевна
учитель-дефектолог высшей категории.
Место работы:
г. Иваново,
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 57»
Пояснительная записка:
Безопасность жизни наших детей – является важнейшей задачей взрослых. Потому что всем нам хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Вот поэтому, безопасность жизнедеятельности детей занимает главное место в воспитании детей. Каждому родителю хочется верить, что с его ребенком ничего страшного на дороге не случится. Но в современном мире не приходится надеяться на случай.
Публикация «Педагогический проект по ПДД „Безопасная дорога в детский сад“ в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасная дорога в детский сад
- Наш любимый детский сад. Проекты
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
По статистике с каждым годом дорожно-транспортных происшествий меньше не становится. Часто это связано с невыполнением правил дорожного движения. Ведь малейшее не соблюдение правил на дороге, влечет за собой ряд тяжелейших последствий.
Дети дошкольного возраста, особенно наши - слабовидящие дети, плохо ориентируются в пространстве, зачастую недооценивают возможную угрозу. Они импульсивны и непредсказуемы. Поэтому мы стараемся закрепить со своими воспитанниками знание правил дорожного движения в игровой форме, для этого мы создали в своей группе макет микрорайона детского сада и прилегающих к нему дорог и зданий ближайшего окружения, в кабинете учителя-дефектолога создан макет перекрестков с переходными переходами и тротуарами, светофорами, машинами и пешеходами. По этим макетам - мы закрепляем с детьми знание правил поведения на улице.
Во время экскурсий мы обращаем особое внимание на звуковые сигналы большого города. Это звуки светофора на переходах, звуковые сигналы спец. машин и другие. Так как это имеет очень большое значение для наших слабовидящих детей. Учим детей, обращаться с просьбой к людям, которые помогут им перейти безопасно дорогу.
Поэтому, чтобы воспитать «дисциплинированного» пешехода работа должна проходить в комплексе. Это совместная работа педагогов и родителей, с привлечением работников ГИБДД.
Проблема: безопасное поведение детей на улице, на дороге и в транспорте, так как увеличилось количество ДТП с участием детей.
Тип проекта: информационный, комплексный.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: воспитатель, учитель-дефектолог, дети старшей группы, родители, инспектор ГИБДД.
Актуальность:
Мы столкнулись с проблемой поведения детей на улице во время целевых прогулок и экскурсий. Дети плохо знают элементарные правила поведения. Это подсказало нам, что надо начинать формировать у детей основы безопасного образа жизни. Знакомить их (наши дети слабовидящие, как правило, таких детей родители старательно опекают, а в жизни им нужна самостоятельность) с правилами дорожного движения, соблюдение которых является не только законом для каждого гражданина, но и их безопасностью. Усвоенные в детстве правила впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность детей и родителей;
- методические разработки.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний, навыков детьми старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города и в транспорте.
Задачи проекта:
Образовательные:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
- знакомство детей с работой инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
-укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
Развивающие:
- развитие у детей осторожности, внимательности, ответственности и осмотрительности на дороге;
- стимулирование познавательной активности.
Речевые:
- пополнению активного словаря детей в процессе работы над проектом, ознакомление их с новыми словами;
- развитие связной речи у детей.
Воспитательные:
- воспитание правильного поведения детей на улице, на дороге, в транспорте;
- воспитание чувства самосохранения;
- воспитание у детей умение соблюдать эти правила.
Коррекционные:
- развитие осязания и мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия ориентиров окружения;
- развитие слухового (сохранного анализатора) восприятия ориентиров;
- развитие умения и навыков ориентировки в окружающем пространстве;
- развитие у детей внимания и памяти.
Особенности проекта: в проекте участвуют слабовидящие дети и родители, которые очень переживают за своих больных детей. Поэтому, в первую очередь, мы доказываем родителям, как важно для детей знать как можно больше дорожную азбуку, чтобы чувствовать себя увереннее на улицах нашего большого города. Наши дети через год пойдут в школу, им нужно будет самим принимать решения и контролировать свое поведение на улицах города и в транспорте. Поэтому мы решили привлечь родителей.
Предполагаемый результат проекта:
- создание условий в ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- расширение кругозора воспитанников;
- повышение культуры поведения детей на улицах, на дороге, в транспорте;
- вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного учреждения, помощь родителей в формировании правильного поведения на дороге.
Материалы и оборудование для реализации проекта:
- методическая и художественная литература;
- наглядный материал по проекту;
- дидактические и словесные, настольно-печатные игры по правилам дорожного движения;
- музыкальные записи и видеозаписи мультфильмов и диафильмов;
- предметно-развивающая среда;
- фотографии детей;
- анкеты для родителей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап — подготовительный, разработка проекта.
- доведение до участников проекта важности вопроса;
- планирование деятельности всех участников проекта;
- активизация интереса детей к соблюдению правил дорожного движения;
- привлечение внимания детей к важности данной темы, от которой зависит порой даже жизнь человека;
- составление картотеки игр по правилам дорожного движения;
- составление перспективного плана мероприятий;
- подбор материала (книги, фото-видео-материалы, плакаты, иллюстрации, музыку) для НОД и игр;
- организация продуктивной деятельности (подобрать материалы для изобразительной и продуктивной деятельности детей);
- проведение диагностики среди детей по ПДД (Приложение 4);
- разработка сценария итогового мероприятия проекта.
II этап — основной, выполнение проекта.
Непосредственная образовательная деятельность.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Познавательная деятельность
Беседы с детьми на тему: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте», «Законы улиц и дорог»;
Беседа с инспектором ГИБДД по соблюдению правил дорожного движения.
Разбор ситуаций «Как правильно перейти через улицу», «Какие знаки помогают пешеходу в пути».
Дидактические игры: «Знаки дорожного движения в нашем городе», «Транспорт на улицах нашего города».
«Чем питаются машины?»
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, к перекрестку, который находится рядом с детским садом.
Наблюдение за транспортом, за пассажирами на остановке, в транспорте.
Отгадывание загадок про транспорт, светофор и пешеходов.
Развитие речи
Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения»,
Составление загадок про транспорт и правила дорожного движения.
Словесные игры «Да – нет», «Как бы ты поступил?», «Назови правильно»
Ознакомление с художественной литературой
Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения» и «Едут, едут пассажиры». Т. А. Шарыгина «Безопасные сказки», Б. Житков «Светофор», С. Волкова «Про правила дорожного движения», О. Бедарев «Азбука безопасности», С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», И. Мигунов «Друг светофор», Н. Носов «Автомобиль», «Смешарики на дороге» и другие.
Игровая деятельность
Конструирование перекрестка.
Сюжетно-ролевые игры: «Светофор», «Перекресток», «Поездка на машине», «Путешествие по городу», «Постовой на улице».
Дидактические игры: «Подумай – отгадай», «Светофор»,
«Поставь правильно дорожный знак», «Это - я, это - я, это - все мои друзья», «Узнай по описанию», «Кто больше знает».
Настольные игры: «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Собери машину», «Какой нужен знак».
Игры на ковре с правилами дорожного движения.
Игры с макетами по правилам дорожного движения в группе и в кабинете учителя-дефектолога
Продуктивная деятельность
Лепка «Дорожный светофор».
Рисование «Придумай новый дорожный знак»
Физическая деятельность
Подвижные игры: «Автомобили и пешеходы», «Светофор», «Дорожные знаки и автомобили».
Художественная деятельность
Рассматривание иллюстраций и картинок по правилам дорожного движения: А. Иванов «Азбука безопасности»;
Разучивание песни про светофор муз. Г. Дементьева
Коррекционная деятельность
Дидактическая игра «Звуки нашего города»; «Расставь на этом перекрестке машины и пешеходов точно так же, как на том»;
Коррекционно-дидактическая игра «Коррекция поведения самим ребенком по иллюстрациям поступков – правильно, неправильно и почему?»
Обводка трафаретов машин и последующая их раскраска;
Штриховка на листе бумаги (дорога, пешеходный переход, силуэты машин»;
Слуховой диктант (по клеточкам) нарисовать автомобиль;
Зрительный диктант «Расставь предметы на дороге так же, как у меня»;
Игра «Определи на ощупь вид транспорта», «Найди по плану-схеме спрятанные кружки цветов светофора», «Найди в коробке с песком спрятанные бусины цветов светофора»;
Эксперимент с гуашью и цветными стеклами «Из каких цветов состоит зеленый цвет?»;
Рисование щепоткой песка дороги и автомобиля,
кончиками пальцев автомобиля на песке;
Игра с лазерными указками по специальным дорожкам для глаз (настенные тифлотренажеры) «Езда автомобилей».
Работа с родителями
Собрание-игра по правилам дорожного движения «Поле чудес».
Консультация дефектолога по формированию основ безопасности у детей с нарушением зрения.
Подборка игр для совместного проведения родителями и детьми на темы транспорта, движения, дорожной безопасности.
Консультация «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения», «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «О поведении в общественном транспорте».
Папка-передвижка для родителей, в которой собрана информация по ПДД.
Социальное партнерство
Беседа с инспектором ГИБДД в детском саду и на дороге.
Подготовка художественной литературы работниками библиотеки ВОС.
III этап - Презентация проекта:
- выпуск с детьми газеты «Мы едем, едем, едем…»
- организация выставки книг по правилам дорожного движения
- организация в детском саду уголка для родителей;
- создание папки-передвижки для родителей;
- анкетирование среди родителей по правилам дорожного движения (Приложение 2) ;
- собрание с родителями;
- развлечение «Путешествие в Страну правил дорожного движения» (Приложение 1);
- рекомендации родителям от тифлопедагога (Приложение 3).
Приложение 1
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущий: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в «Страну правил дорожного движения». А на каком транспорте мы с вами поедем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка Удивительный вагон!
Посудите сами.
Рельсы в воздухе, а он
Держит их - руками. (Троллейбус)
Ведущий: А какой транспорт вы еще знаете?
Дети отвечают, если затрудняются, то загадываю им загадки про машину, автобус, трамвай и другие.
Ведущий: Мы с вами выбрали троллейбус, потому что рядом с нашим садиком есть остановка троллейбуса. А найдите среди знаков, знак остановки транспорта.
Дети ищут среди развешанных знаков, знак остановки троллейбуса.
Ведущий: Правильно. Рядом с детским садом есть такой знак – это знак остановки троллейбуса. А какой номер троллейбуса на ней останавливается?
Дети: Номер четыре.
Ведущий: Правильно 4. Чтобы отправиться дальше, нам надо выбрать водителя.
Выбираем среди детей водителя (ведь водитель должен соблюдать и знать правила, быть внимательным на дороге, выдержанным и смелым, т. д.)
Одеваем маску на водителя, даем ему в руки руль, садимся с детьми в троллейбус, соблюдая правила посадки в троллейбус.
Ведущий: Как надо вести себя в общественном транспорте, ребята?
Дети отвечают: не надо толкаться, кричать, громко разговаривать. Надо купить у кондуктора билет.
На пути стоит Светофор.
Светофор: Стоп ребята, дальше путь закрыт.
Ведущий: Ребята, кто стоит у нас на пути?
Загадка про светофор: Он имеет по три глаза
По три с каждой стороны.
И хотя еще не разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он стоит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?
Дети: Светофор!
Ведущий: Ребята, а мы с вами знаем песенку о светофоре.
Песня «Светофор» муз. Г. Дементьева.
Ведущий: Ребята, светофор велит нам остановиться. Почему?
Обращаю внимание детей, какой свет горит у светофора.
Ведущий: Да. У светофора горит красный свет. Он предлагает нам остановиться и отдохнуть.
Светофор показывает свои цвета и вместе с детьми рассказывает про них.
Светофор: Помните вы с детских лет.
Красный свет – движенья нет.
Желтый – стой, смотри вокруг.
А зеленый – лучший друг!
Игра «Кто быстрее соберет правильно светофор».
Ведущий: Ребята, все вы знаете правила дорожного движения? Я сейчас это проверю.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Ведущий задает детям вопросы, а они отвечают.
Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место? Это я, это я, это все …
Кто, из вас идя, домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
Раздается звук мотора машины и в зал вбегает Шарик с рулем от машины.
Шарик: Привет, привет, а вот и я!
Гляжу, не ждали вы меня?
Дети: Нет.
Шарик: Продал свое фоторужье,
Зато приобрел - машину я! (показывает на машину).
Буду ездить в ней, друзья. (садится в машину).
Появляется кот Матроскин с гитарой в руках и поет песню.
Шарик: Привет! Посмотри, какая у меня машина. Правда красивая?
Матроскин: Красивая!
Шарик: Не то, что твоя корова!
Давай, садись скорей ко мне - прокачу тебя с ветерком!
Матроскин: Шарик, а ты правила дорожного движения знаешь?
Шарик: Подумаешь, учитель нашелся!
Матроскин: Ты, что, шарик!
Ведь город, в котором мы живем
Можно по праву сравнить с букварем!
Вот, она азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Шарик: Вот еще! Я и так все знаю! Последний раз спрашиваю, поедешь со мной или нет?
Матроскин: Не поеду!
Шарик: Ну и не надо! Без тебя поеду! (Шарик выезжает на середину зала, к нему подходит ведущий).
Ведущий: Остановись, Шарик!
Впереди дороги нет!
Смотри у светофора
Зажегся красный свет!
Шарик: Как это дороги нет? Куда это она подевалась?
К ним подходит светофор.
Светофор: Красный глаз горит в упор.
Я очень строгий светофор.
Вид я грозный напускаю.
Ехать дальше запрещаю!
Шарик: Как это запрещаешь? А может я хочу - проехать на красный свет.
Ведущий: Вижу, Шарик, ты совсем не знаешь правил дорожного движения.
Шарик: ну и что, не знаю. Что в этом страшного?
Ведущий: Шарик, это очень опасно! Вот наши ребята знают правила дорожного движения и дорожные знаки.
Ведущий: Загорелся красный свет (показываю).
Дети: Стой! Вперед дороги нет!
Ведущий: Желтый глаз твердит без слов:
Дети: К переходу будь готов!
Ведущий: На зеленый свет – вперед!
Дети: Путь свободен. Переход!
Шарик: Спасибо, ребята! Научили вы меня. Я все запомнил.
Красный свет зажегся –
Дети (хором): Стой!
Шарик: Желтый вспыхнул –
Дети (хором): Подожди!
Шарик: А зеленый свет -
Дети (хором): Иди!
Шарик: Про светофор, ребята, я запомнил. А расскажите мне про другие дорожные знаки, что я зря, что ли фоторужье продал и машину купил?
Ведущий: Я сейчас вам загадаю загадку про один важный знак.
Загадка про пешеходный переход. Этот знак нам говорит,
Пешеход здесь главный!
Ты, водитель, не лети
А людей всех пропусти!
Ведущий: Правильно, это пешеходный переход. А еще какие из знаков вам знакомы:
Дети называют Шарику дорожные знаки.
Игра «Машины и светофор».(Детям раздают рули – это машины, другие дети пешеходы).
Ведущий: А этот знак вам знаком, ребята?
Ведущий показывает знак подземного перехода.
Дети называют его.
Ведущий: Ребята, предлагаю поиграть вам кто быстрее спуститься в подземный переход и перейдет дорогу.
Игра «Подземный переход».
Шарик: Ребята, я очень рад, что вы выучили со мной дорожные знаки и правила дорожного движения. А теперь, Матроскин, ты поедешь со мной кататься?
Матроскин: Да! Ведь ты усвоил правила поведения на дороге.
Кот Матроскин и Шарик уезжают.
Ведущий: И нам, ребята, с вами пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в троллейбусе.
Дети уезжают из зала.
Приложение 2
Анкета для родителей.
«ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Уважаемые родители!
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но, и прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
Фамилия, имя, отчество анкетируемого, год рождения.
1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?
а) да;
в) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:
а) до 3 лет;
б) до школы;
в) в школе;
г) с 10 лет.
3. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
4. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:
а) действую, как мне удобно и быстрее;
в) всегда соблюдаю.
5. Есть ли в семье автомобиль:
а) да;
б) нет.
6. При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребёнок-дошкольник:
а) на переднем сиденье;
б) стоит позади передних кресел;
в) сидит на заднем сиденье;
г) сидит в авто кресле на заднем сиденье.
7. Как обычно вы общаетесь с ребёнком на тему безопасности на дороге:
а) говорю, чтобы был внимательным на дороге;
б) обсуждаем маршрут движения;
в) ребёнку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД.
8. С кем гуляет ваш ребёнок:
а) один, я наблюдаю из окна;
б) гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;
в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию.
9. Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения:
а) делаю замечание;
б) не обращаю внимания, у них есть свои родители;
в) затрудняюсь ответить.
10. Как знакомите ребёнка с ПДД:
а) в форме игры;
б) в форме советов и предостережений.
11. Обучаете ли вы своего ребёнка правилам поведения в транспорте:
а) да;
б) нет.
12. Есть ли у вас литература, игры по данной теме:
а) есть;
б) нет.
13. Хотелось бы вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
14. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача:
а) ГИБДД;
б) детского сада;
в) родителей.
15. Как Вы думаете, какой % детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?
---
ПОМНИТЕ!
Воспитатели – не доучили,
Родители – не досмотрели,
ГИБДД – не доорганизовало
Водитель – не среагировал,
а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии.
Спасибо за участие в опросе. Безопасного Вам пути!
Приложение 3
Тифлопедагог родителям
Формирование основ безопасности у детей с нарушением зрения
Данному направлению работы в группах для детей с нарушением зрения придается очень большое значение.
Безопасность обеспечивает качество жизнедеятельности каждого отдельного человека. Жизнедеятельность – показатель состояния организма в целом, отражающий выполнение человеком сложных биосоциальных функций, таких как ориентация, общение, поведение, способность к труду и др.
Ограничение жизнедеятельности ставит незрячего ребенка в невыгодное положение по сравнению со зрячими, ухудшает качество жизни, приводит к социальной дезадаптации.
Целью работы в данном направлении является освоение воспитанниками системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в быту, на улице, при нестандартных ситуациях. Психолого-педагогическая деятельность организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе и направлена на решение следующих задач.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
– Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанных с наличием препятствий в предметно- пространственной среде;
– расширять и уточнять представления о способах безопасного поведения в различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной);
– обогащать опыт преодоления естественных и искусственно созданных препятствий;
– формирование компенсаторных способов выполнения орудийных действий;
– обучение правилам безопасного передвижения в подвижной игре;
– формирование умения при движении останавливаться по сигналу взрослого;
– формирование умения и обогащение опыта соблюдения дистанции при движении в колонне;
– формирование элементарных знаний о противопоказанных для здоровья (зрения) факторов, связанных с состоянием зрительного анализатора;
– формирование представлений об ориентирах, обеспечивающих регуляцию и контроль при выполнении действий и движений, формирование умений их использования. Формирование основ безопасности окружающего мира природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным ресурсам.
Задачи психолого- педагогической и коррекционной работы
Формировать у детей первичные представления об основных источниках опасности в быту (острые предметы, огонь, горячая вода, закрывающиеся и открывающиеся двери и дверцы, препятствия, на улице, в природе;
- учить ориентироваться в предметно - пространственной среде помещений групповой комнаты, спальни, коридора, лестницы, выходов, на территории (участке): пороги, ступени, двери, неровные поверхности, в том числе границы поверхностей (например, граница ковра и пола) и др. ;
– учить бережно относиться к своему здоровью, следить за своим самочуствием; – учить быть осторожными при встрече с незнакомыми людьми, в незнакомой обстановке.
Тифлопедагог родителям
Проводя проект по дорожной безопасности и транспорту в жизнь, тифлопедагог советует родителям поиграть со своим ребенком в какую-либо коррекционно-дидактическую игру из предлагаемой подборки:
• Лабиринты.
• Разрезные картинки.
• Узнай целое по части.
• Цветные иллюстрации машин.
• Сказочные автомобили.
• «Автобус» из геометрических фигур (образец, детали).
• «Что лишнее?».
• “Машины – помощники”.
• «По земле, воздуху, воде».
• Разукрась по образцу.
• Силуэты.
• Танграм.
• Трафареты.
• Геометрические фигуры для выкладывания.
• Силуэты, контуры для обводки, обкалывания.
• Рисование по точкам.
• Мозаика.
• Мягкий конструктор.
• Силуэты машин для моделирования заслоненности.
• Силуэты на штырьках для моделирования пространственных
отношений на дорогах.
• Палочки для выкладывания по образцу.