Надежда Спирякова
Педагогический проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационный, познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный с 01.03.2017г. по 31.03.2017г.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 5- 6 лет
Проблема
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Темочки:
- Кубань
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний, касающихся прошлого семьи ребёнка, весьма ограничен. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. В связи с этим, мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную.
Актуальность
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, семье, любви и уважения к культурному наследию Родины. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи», который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, привить чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта :
Воспитывать у детей любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой кубанской семьи; развивать познавательный интерес к истории своего народа, расширять представления детей о семейных традициях.
Задачи проекта
1. Формировать у детей представление о кубанской семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жила Кубань.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
5. Развивать связную речь, обогатить словарь детей старинными кубанскими словами.
6. Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества.
Формы организации проекта :
1. Беседы с детьми
2. Экскурсии
3. Консультации для родителей
4. Выставка детских рисунков
5. Создание альбома «Моя семья»
6. Кубанские игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые)
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей:
- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о прошлом кубанской семьи : укладе, быте, обычаях и традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Для родителей:
- повышение педагогической культуры, установление с ними доверительных, партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
На первом этапе был разработан план проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами. Осуществлялся подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создавался наглядный материал с использованием ИКТ.
II этап – основной (практический)
Началась работа по реализации проекта.
Стала внедрять в воспитательно-образовательный процесс эффективные методы и приемы по расширению знаний дошкольников о кубанской семье, её происхождении (словесный, наглядный, практический, игровой). С детьми проводились все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывалась совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметами исследования.
План работы по реализации проекта
№ п/п Мероприятие Сроки Ответственные, участники
1. Беседы с детьми «Моя семья», «Уклад кубанской семьи», «Традиции и быт Кубанского казачества», «Кубанская хата» В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В.
2. Презентация «Традиции, быт и культура казачества на Кубани» 10.03. 2017г. Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
3. Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин» В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
4. Дидактические игры «Что это?», «Кому, что нужно для работы?», В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
5. Народные кубанские игры
«Плетень», «Кубанка», «Курень», «Петушиный бой». «Гори, гори ясно», «Перетяжки», «Петух (сон казака)» В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
6. Рассматривание старинных семейных фотографий 13.03.2017г.
22.03.2017г.
28.03.2017г. Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
7. Знакомство детей с предметами быта кубанской семьи В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В. ,
дети, родители
8. Знакомство детей с обрядами. обычаями, традициями в кубанских семьях 01.03.2017г.
10.03.2017г.
26.03.2017г. Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
9. Помощь родителей в пополнении уголка Кубанского быта в группе предметами старины В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В., родители
10.
Посещение мини – музея в детском саду «Уголок кубанского быта» 14.03.2017г. воспитатель
Спирякова Н. В., дети
11. Знакомство с казачкой и казаком (Изделия из глины) 15.03.2017г.
28.03.2017г. Воспитатель
Спирякова Н. В.
дети
12. Рассматривание кубанской одежды 03.03.2017г.
10.03.2017г.
27.03.2017г. Воспитатель
Спирякова Н. В., дети
13.
Знакомство с народным фольклором: стихами, песнями, пословицами, хороводами, загадками В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В., родители, дети
14. Помощь родителей детям в составлении рассказов о своей родословной. В течение проекта Воспитатель
Спирякова Н. В., родители, дети
15. Знакомство с обрядовыми народными праздниками (Масленица) 17.03.2017г. Воспитатель
СпиряковаН. В. ,
дети
16. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о казаках В течение проекта Воспитатель
СпиряковаН. В. ,
дети
17. Продуктивная деятельность детей:
Аппликация - «Рушники кубанских мастериц».
Рисование - «Одежда кубанских казаков».
Лепка - «Изготовление русского пряника».
03.03.2017г.
10.03.2017г.
24.03.2017г. Воспитатель
СпиряковаН. В. ,
дети
18. Инсценировка «Кубанские традиции. Проводы казака на службу. Встреча казака со службы» 31.03.2017г. Воспитатель
СпиряковаН. В., дети
III этап-заключительный
Итоговые мероприятия:
Презентация проекта «Традиции, быт и культура кубанской семьи»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Инсценировка «Казачьи традиции. Проводы казака на службу. Встреча казака со службы»
Описание содержания проекта :
В ходе работы над проектом «Традиции, быт и культура кубанской семьи» я и ребята моей группы познакомились с жизнью кубанской семьи, с предметами быта, узнали об обычаях и традициях, выучили пословицы и поговорки, прониклись интересом к прошлому, а главное, почувствовали свою причастность к истории кубанского народа. Дети с интересом рассматривали старинные семейные фотографии, вместе с родителями подготовили рассказы о своей семье, о её родословной. В ходе реализации проекта ребята узнали много незнакомых старинных, но интересных слов. У детей возникла потребность узнать как можно больше о своих предках, о своей родословной. Родители поддержали детей и приняли активное участие в проектной деятельности : пополнили предметами старины Уголок кубанского быта в группе, приносили старинные семейные фотографии, рассказывали о своих знаменитых родных – кубанцах, изготовили кубанский колодец и пчелиные ульи, реставрировали прялку. С большим энтузиазмом дети участвовали в кубанских обрядах. Проявили творческую активность и фантазию в продуктивной деятельности: рисовали, лепили, клеили. С увлечением и задором играли в кубанские игры. Охотно примеряли кубанскую одежду, учились пользоваться старинными орудиями труда - прялкой и коромыслом, с любопытством окунулись в прошлое своих предков.
Вывод:
Таким образом, в ходе работы над проектом у детей сформировалось представление о кубанской семье, её семейных традициях. Ребята познакомились с историей своего народа, стали больше проявлять уважения и любви к членам своей семьи.
Заключение:
Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе их истинную ценность, которая выражается не материальным значением, а прежде всего духовным и историческим.
В процессе работы над проектом, я пришла к выводу: заниматься изучением истории очень интересно и полезно каждому человеку.
Я поняла, что если интересно мне, то можно заинтересовать и других. И действительно, ребятам было очень интересно
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.