Екатерина Митрофанова
Педагогический проект «Огород на подоконнике» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: исследовательский, творческий
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Участники проекта: дети 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, воспитатели группы, родители.
Актуальность
В нашем детском саду ребятам дают салат из овощей. Дети не всегда кушают овощи. Мы разговорились с ребятами о пользе овощей для организма человека.
В ходе беседы стало понятно, что дети не понимают, чем полезны овощи для здоровья человека, сколько труда прикладывает человек, чтобы их вырастить и как они попадают к нам на стол.
Публикация «Педагогический проект „Огород на подоконнике“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Данный проект познакомит ребят с овощами совсем с другой стороны. Из потребителей дети превратятся в производителей!
Вдруг среди них есть будущие овощеводы или агрономы!
Важно приобщить всех детей дошкольного возраста к трудовой деятельности. А труд в природе особо ответственен, дети не должны смотреть на него как на забаву. Ведь небрежность забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Это нужно разъяснять детям, стараясь пробудить в них такие эмоциональные переживания, как сочувствие, жалость. Но все эти добрые чувства только тогда станут фактором нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания, когда и родители сумеют правильно организовать труд дошкольника по уходу за растениями и животными дома, грамотно им руководить.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель: создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
Задачи проекта
• расширить знания детей о культурных растениях;
• продолжить знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, фасоль, помидоры, цветы);
• обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги в почве для роста растений;
• формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
• способствовать развитию творческих способностей, поощрять разнообразие детских работ;
• развивать познавательные способности детей, наблюдательность, чувство ответственности за благополучное состояние растений;
• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
• Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Предполагаемый результат проекта
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
• Дети знают, как овощи появляются на нашем столе;
• Дети имеют представление о факторах, влияющих на рост растений;
• Дети умеют ухаживать за растениями в комнатных условиях;
• Дети уважают труд, как свой, так и окружающих их детей, взрослых.
[b]1 этап -[/b] вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема.
1. Подбор художественной литературы:
• загадки, пословицы и поговорки, чистоговорки по теме.
Лук от семи недуг.
Картофель - хлебу подспорье.
Картошка - хлебу присошка.
Хрен редьки не слаще.
Огород – для семьи доход
Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Без капусты щи не густы.
Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Морковь прибавляет кровь.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
• потешки «Травка – муравка», «Огуречик, огуречик» и др.
• русская народная сказка «Репка»
• украинская сказка «Мужик и медведь»
• белорусская сказка «Пых»
• Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»
• Ю. Тувим «Овощи»
• А. Барто «Морковный сок»
• Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
• Б. Житков «Что я видел».
• «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»)
• Е. И. Тихеева «В огороде
• Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
• А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
• М. Исаковский «Вишня»
• Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
• Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!»
• Ф. Рахимгулова: «Дикий лук»
• С. В. Михалкова «Овощи»
• В. Коркин «Что растет на нашей грядке»
• Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
• В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша»
• Лина Орлова «Три картофельки»
• экологические сказки.
2. Консультация для родителей: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
3. Подготовка огорода на подоконнике.
• Подготовить подходящую землю и семена.
• Приобрели с родителями горшочки для посадки. Освободите безопасное место на подоконнике, чтобы ребёнок имел к нему доступ;
• Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, лейками, граблями;
• Изготовление табличек -указателей с названиями растений.
4. Выбор растений которые будем сажать: берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, петрушку, луковые (лук-батун, лук репчатый, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.
2 этап проекта
Работа с детьми
1. Беседы с детьми: Беседы о разнообразии растительного мира. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). «Что такое огород и что на нём растёт?», «Как выращивают овощи на огороде?», «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты»,
2. Рассматривание семян. (сравнение семян разных культур)
3. Совместное создание в группе огорода. (Посадка семян для эксперементирования)
Лук
• В землю
• В воду
• В воду и поставить в темное место
Редис
• В землю
• В песок
• В землю (без полива)
Фасоль
• В землю
• Между двумя влажными предметами (вата)
4. Рассматривание иллюстраций, картинок.
5. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», познавательные сказки.
6. Отгадывание загадок про овощи и фрукты
7. Разучивание пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами и трудом
8. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание
9. Наблюдения.
За растениями ведутся регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.
Продуктивная деятельность дошкольников:
10. Заполнение и ведение дневников наблюдений.
11. Работа детей с книжками-раскрасками
12. Изготовление муляжей овощей из ваты
13. Лепка из пластилина овощей.
14. Рисование детьми «Овощи на тарелке»
15. Аппликация- мозаика отрыванием бумаги «Мой любимый овощ»
16. Изготовление декора для огорода «Дерево», «Елка», «Домик» (Скручивание трубочек из бумаги, «Колодец», «Лужайка» (оформления баночек с луком) (Для украшения огорода на подоконнике)
17. НОД «Зеленые профессии»
18. Составление описательных рассказов об овощах по мнемотаблицам
19. Видеорепортаж «Когда я вырасту, я буду…».
20. Создание паспорта «Огород на подоконнике»
21. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох».
22. Пальчиковая гимнастика «Овощи», «Росточки», «Мы капусту солим», «На подоконнике цветок» и пр.
23. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Кафе «Витаминка».
24. Дидактические игры:
• «Вершки и корешки»
• «Что сначала, что потом».
• «Закончи предложение».
25. С детьми в группе изготовили травянчиков. Дети дали им имена и отнесли их домой и ухаживали за ними. Одного мы оставили в группе и назвали его "Профессор "Знайка". Затем дети делились фотографиями полученных результатов, делились первыми впечатлениями, когда травянчики начали прорастать.
Опытническая и исследовательская деятельность.
Опыт № 1
Мы высаживали луковицы, создавая для них разные условия:
для одной — тепло, воду, свет;
для другой — тепло, воду, темноту;
для третьей — холод, воду, свет.
Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Опыт № 2
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая, пропускает воду)
Материалы, оборудование: земля в контейнере, воронка, ватный диск.
Опыт № 3
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (один проросток поливают, другой нет).
Опыт № 4
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
В результате реализации проекта мы воспитали у детей трудолюбие, желание ухаживать за растениями, получили положительные эмоции от результата своего труда. Дети собрали урожай лука и петрушки и отнесли на кухню для приготовления пищи для детей детского сада.