Ирину У
Педагогический проект «Народная сказка как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Умурзакова И. Д.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад 55»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ : «НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Корней Чуковский писал - цель сказочника,– «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».[1]
Публикация «Педагогический проект „Народная сказка как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка.
В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием личности ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К. И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребёнок в своём сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений.
За период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида, (узнаёт в зеркале, на фотографии, но и открывает для себя внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребёнок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его. [2]
Сегодня мы часто слышим, что дети не любят читать, они стали заложниками компьютеров и телевизоров. Многие взрослые сами не испытывая потребности в чтении, не понимают, что не читая своему ребенку, упускают важные в его жизни моменты.
Как избежать этих ошибок и воспитать любовь к книге и чтению? И вот здесь-то и приходит на помощь сокровище народной мудрости – русская народная сказка. Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной игровой форме.
А преподнести ребенку сказку тоже можно по-разному… И это «разное» подразумевает использование нетрадиционных методов и приемов в работе со сказкой помогает поддержать интерес к книге и сформировать духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Очень интересный детям и простой прием в работе со сказкой – «Что сделал герой?».
Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
Следующий прием – «Встреча с героем».
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
«Чья песенка?», прием, которому дети отдают особое предпочтение.
Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя.
«Прорекламируй сказку».
Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать, чем понравилась сказка.
«Альбом со сказками»
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: лиса, медведь (сказка «Колобок») и т. д.
В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.
«Я – герой сказки»
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
«Потерянная сказка».
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
«Изобрази героя».
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
«Волшебная книга сказок»
Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.
«Сказочные шаги»
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.
«Волшебная шкатулка»
Цель. Развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т. д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.
«А если бы было по-другому»
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
«Правда или вымысел»
Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
«Хорошо-плохо»
Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Описание. Например: Петушок помог зайчику выгнать лису из его избушки. Это хорошо. Почему?
«Цепочка из сказки»
Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.
Описание. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.
«Неверные варианты».
Цель. Развитие внимания, связной речи.
Описание. Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?
Использование мнемотаблицы в работе со сказкой, при пересказе сказок, например сказка «Теремок».
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.
«Здесь начало, там конец»»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
«Лишняя картинка»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мнемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Нетрадиционный подход как раз дает и педагогу, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей!