Наталья Денисова
Педагогический проект «Над цветком пчела жужжала…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
по доминирующей деятельности – познавательный, исследовательский
по количеству участников – групповой.
характер контактов – среди детей старшей группы.
по продолжительности – краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Автор проекта: воспитатель Денисова Наталья Викторовна
Актуальность проекта: Весна! Тёплые майские дни! Красивая и удивительная пора в природе, когда вокруг можно увидеть столько увлекательных моментов и рассматривать их вместе с детьми. В один из майских дней, на прогулке мы с детьми наблюдали за насекомыми. И вдруг кто-то из ребят обратил внимание всех на пчелу, прилетевшую на цветок. Реакция ребят была неоднозначной. Одни с интересом разглядывали пчелу, другие испытали страх при виде маленькой букашки, а были и такие, кто, не раздумывая, предложил, уничтожить беззащитное насекомое. Мнения разделились. В ходе беседы ребята задавали много вопросов «А как живут пчелы?» «Есть ли у них семья?» «И как же у них получается очень вкусный и полезный мёд?» «Почему жалят?». Чтобы ответить на все эти и многие другие вопросы, которые заинтересовали ребят, у нас появилось желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых. Так возник проект «Над цветком пчела жужжала…»
Публикация «Педагогический проект „Над цветком пчела жужжала…“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель: Создание условий для изучения особенностей мира пчел и формирование начал
экологической культуры.
Задачи:
Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)
Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитывать бережное отношение к обитателям окружающего мира.
Планируемые результаты проекта:
расширение кругозора детей;
привитие исследовательских навыков;
сплочение детского коллектива;
развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Подготовка и реализация данного проекта была разбита на несколько частей:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: исследование условий для реализации проекта в детском саду, разработка проекта.
Создать условия для формирования интереса у детей и родителей к выбранной теме проекта;
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Составить план совместных действий с детьми.
Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрационный материал, мультфильмы, познавательные фильмы о пчелах (сведения о том, как живут пчёлы, какое у них строение, как делают мед и др.).
Изготовить дидактические игры «Помоги пчелке», «Проведи пчелку к улею»
Подготовить презентацию для детей, консультацию для родителей.
Модель трех вопросов
.
Что мы знаем?
- Пчелы делают мёд (Андрей В.)
- Пчела это насекомое, они собирают пыльцу (Рома К.)
- Пчёлы жалят (Вадим Е.)
- Живут в улье (Даша М.)
- У них есть королева пчёл (Аня П.)
- Мёд лечебный (Марьяна Л.)
Что мы хотим узнать?
- Почему пчелы жалят? (Рома К.)
- Как они делают мёд? (Даша М.)
- Какое строение пчелы? (Вадим Е.)
- Как живут пчёлы? (Рита Т.)
- Что такое мёд? (Артём П.)
Где можем узнать?
- Спросить у родителей, у воспитателей (Даша М.)
- Прочитать книгу, энциклопедию (Рома К).
- Посмотреть передачу по телевизору (Аня Ю.)
- В интернете посмотреть (Денис Ф.)
- В планшете найти (Глеб Н.)
- По радио послушать (Андрей В.)
2 этап. ОСНОВНОЙ.
Цель: пополнить представления дошкольников об особенностях жизни пчёл и природных взаимосвязях
Системная «паутинка» к проекту
Социально-коммуникативное развитие
Беседа с детьми «О жизни пчел»
- вовлечь детей в общую беседу, развивать коммуникативные навыки.
Настольная игра «Пчелки»
- дать детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе;
совершенствовать умение детей соблюдать правила игры, развивать память, логику, мелкую моторику.
Инсценировка сказки «Домик пчелки»
- Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности для передачи образов героев сказки. Совершенствовать исполнительское мастерство.
Дидактическая игра «Собери пчелку» (разрезные картинки)
- развивать внимание, память; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя на тему: «Интересные факты о жизни пчел» с использованием презентации.
- Знакомство детей с особенностями жизни пчел, и природными взаимосвязями, расширять кругозор детей.
Просмотр анимационных фильмов «Жила была пчелка», «Пчелография. Земной шар на ниточке»
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Просмотр развивающего фильма «Что такое пчёлы и чем они занимаются» (из серии «Лесные сказки»)
- Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком). Воспитывать любознательность, интерес к живой природе
Лабиринты: «Помоги пчелке найти цветок», «Помоги пчелке добраться до улея»
- развивать логическое и пространственное мышление.
Дидактическая игра «Помоги пчелкам собрать нектар»
- Закрепить счёт до 10, состав чисел. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Рассматривание энциклопедий по теме проекта
- развивать познавательный интерес
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Сказка о веселой пчеле» Н. Абрамцева, «Трудолюбивые пчелки» Е. Г. Карганова, «Пчелки на разведках» К. Ушинский.
- познакомить детей с новыми художественными произведениями.
Заучивание стихотворения «С цветка на цветок…» (С. Бахрушина).
-вырабатывать интонационную выразительность речи, дикцию, развивать память.
Составление творческих рассказов «Если бы я был (а) пчелой»
- формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера, развивать фантазию, воображение.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о пчеле.
- познакомить детей с пословицами и поговорками о пчеле, объяснить их смысл.
Слушание аудиосказки: Бонзельс Вальдемар «Приключения пчелки Майи» (главы)
- способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки; развивать фантазию, воображение, абстрактное мышление.
Дидактическая игра «Проведи пчелку к улею»
- автоматизация звука «Ж» в словах (предложениях); развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа слов (определение места звука в слове - в начале, середине или в конце слова).
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка», «Улей».
- развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пчелы и ласточка».
- закреплять умение четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры; развивать двигательную активность детей.
Художественно-эстетическое развитие
Конструирование из бумаги «Пчелка Майя»
- Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги; формировать умение аккуратно, вырезать детали изделия из цветной бумаги и склеивать их.
Рисование «Весёлая пчелка»
- Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях пчёл; Развивать моторику кистей рук и пальцев; развивать пространственное воображение, творческое мышление. Пластилиновая аппликация «Пчела»
- Вызвать интерес к созданию аппликации из пластилина;
развивать чувство формы и композиции; воспитывать эстетический вкус.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Пчелкин труд» (о пользе мёда)
Памятка «»Если ребенка ужалила пчела»
Самостоятельная работа педагога
- сделать подборку игр, физкультминуток, пословиц, художественных произведений, анимационных фильмов для проекта.
- подготовить презентацию «Жизнь пчел».
- изготовить дидактическую игру «Проведи пчелку к улею»
-оформить панно «Весна»
- разработать консультации для родителей.
3-й этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: Обобщение знаний детей о пчёлах и их характерных особенностях; развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
1. Игра-викторина «В гостях у пчёл»
2. Изготовленный, совместно с детьми лэпбук «Пчёлы»
Выводы: Сухомлинский В. А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». В ходе реализации проекта дети не только очень много узнали о жизни пчёл, но и осознали необходимость бережного и заботливого отношения к насекомым. И я уверена, что после нашего проекта, дети при виде пчелы на цветке, не будут, её боятся, и не предложат убить, а с интересом понаблюдают за маленьким жителем нашей планеты.
Список литературы:
1. Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М. :ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.
2. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»
3. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.
4. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва. : Лайда, 1995г.
5. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование. –2004.–№ 12
6. http://www.myshared.ru презентации
7. http://www.maam.ru
8. http://www.stranamam.ru