МААМ-картинки

Педагогический проект на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры» (3 фото)

Эльвира Аминева
Педагогический проект на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

Публикация «Педагогический проект на тему „Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры“» размещена в разделах

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В исследованиях отечественных учёных А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития. Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач. Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в различные виды деятельности; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Практическая часть

Тема: Педагогический проект на тему : «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры»

Направленность. Проект направлен на обогащение предметно-пространственной среды и на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Предпосылки. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления

Вид проекта : проект долгосрочный, творческо-игровой

Сроки проведения: январь 2015-январь 2017г

Актуальность проекта. Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Участники проекта : дети, воспитатель.

Описание предметно-развивающего пространства : групповая комната, оборудование: карусель, картинки транспорта, овощей, фруктов, игрушек, одежды, разноцветные кубики, число 5.

Цель проекта : показать эффективность дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть значение дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников.

Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) посредством дидактических игр;

Оценить эффективность использования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);

Развивающие :

Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию посредством дидактических игр.

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитательные:

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Работа с детьми.

Познавательноисследовательская деятельность: организованная образовательная деятельность, беседы, экскурсии; коммуникативная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

Работа с родителями.

Консультации для родителей «Развитие речи в играх»,»Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет», «Развиваем мелкую моторику – развиваем речь», «Речевое развитие детей младшей группы», памятка для детей по развитию речи.

Работа с педагогами.

Обобщение и распространение опыта работы на педагогическом совете.

Ожидаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

Изучила методическую литературу.

Подобрала наглядно – дидактические пособия, картотеки, консультации для родителей.

Совместно с родителями подготовили атрибуты для игры.

II. Практический этап

С детьми играли в игры «Один – много», «Назови ласково», «Какой овощ пропустили?», «Поваренок», «Поваренок»., «Кто как кричит?», «Помоги маме найти своих детенышей», «Мой, моё, моя, мои».

III этап – заключительный

Пособие сшито из кожезаменителя в виде круга бежевого цвета. Внутри большого круга сшиты маленькие круги голубого цвета. Участники игры под музыку двигаются по кругу и выполняют различные задания.

Вывод

Работая над темой третий год, я сделала вывод, что в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Дидактическая игра – основа обучения, поэтому и развитие различных видов дидактических игр рассматриваю как подготовку фундамента к учебной деятельности. И, естественно, чем раньше начать работать над ребенком, тем больших проблем удастся избежать в будущем.

Таким образом, работая над данной темой, я поставила перед собой задачу не только развития у детей познавательных процессов, мышления, памяти, речи и т. д., но и формирование у детей интереса к процессу обучения и его мотивации, выработать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Во всем этом и состоит ценность дидактических игр, которые создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей и помогают, как никакой другой вид деятельности, подготовить ребенка к обучению в школе.

Педагогический проект на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры»
Фото «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры»
Педагогический проект на тему - фото
Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба»Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба» ема «Развитие математических способностей посредствам бизикуба» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры»
Опубликовано: 5 января 2021 в 20:44
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактической игры»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Аминева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД