Юлия Исакова
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №117»
муниципального образования города Братска
Авторы: Исакова Ю. В., I кв. кт. ,
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ №117»;
Бредунова О. И. I кв. кт. ;
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ №117»
г. Братск, 2022г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический проект „Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность: на сегодняшний день сенсорное развитие является важнейшим средством развития ребенка. В раннем возрасте представление об окружающем мире не может сложиться без тактильного восприятия. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине, расположения предметов в пространстве, умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, горячий и др) и правильно называть их.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных сенсорных игр. Поэтому дидактические сенсорные игры являются одним из наиболее важным занятием для развития детей раннего возраста, в ходе таких игр можно наблюдать не только за развитие определенных качеств и умений, но и корректировать их.
Чтобы ребенок начал говорить, необходимо развивать мелкую моторику рук. В процессе развития мелкой моторики ребенок становится более самостоятельным, что способствует его инициативы в различных видах деятельности.
Опираясь на психолого-педагогическую литературу, практики воспитания детей младшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий: между необходимостью сенсорного воспитания детей и недостаточным методическим обеспечением.
Выявленные противоречия позволил обозначить проблему исследования, состоящую в поиске и определении путем совершенствования процесса сенсорного развития детей раннего возраста через дидактические сенсорные игры.
Цель проекта : Развития сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические сенсорные игры.
Объект проекта : процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет проекта : сенсорное развитие ребенка раннего возраста через дидактические сенсорные игры.
Задачи проекта :
Создание предметно-развивающей среды и обогащения сенсорными играми;
Развивать сенсорные процессы (восприятия, ощущения, представление);
Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине);
Знакомить с сенсорными играми и правилами этих игр;
Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
Способствовать развитию у детей умений и навыков;
Развивать мелкую моторику рук.
Педагогическая идея : чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их.
Формы организации детской деятельности.
Совместная игровая деятельность педагога и детей.
Интегрированные игровые занятия.
Дидактические сенсорные игры.
Самостоятельная игровая деятельность.
Сроки проекта : сентябрь-май
Вид проекта : познавательно-игровой.
Участники проекта :
Воспитатели группы
Воспитанники группы
Родители группы.
Ожидаемый результат:
Повышения сенсорного развития детей;
Пополнение уголка сенсорными играми;
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактические сенсорные игры;
Для решения задач по формированию сенсорной развития ребенка будет способствовать:
-создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными сенсорными играми и игровыми пособиями;
-раннее начало обучения дошкольников;
-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Планируемые результаты работы с родителями: положительное влияние на формирование активной родительской позиции, интереса к участию жизни группы в ДОУ.
План реализации:
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
• Проведение мониторинга.
• Анализ полученных результатов, выводы.
• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
• Занятия.
• Игровые образовательные ситуации.
• Работа с предметными и сюжетными картинками.
• Дидактические игры.
• Упражнения на развитие мелкой моторики.
Работа с родителями:
• Консультации
• Беседы о роли развивающих игр для малышей.
• Наглядная информация: папки-передвижки
• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
• Диагностика детей;
• Проведение заключительного занятия;
• Самооценка, выводы.
Практическая значимость проекта :
• Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
• Разработка дидактического материала и дидактических игр;
• Разработка методических рекомендаций для родителей.
I этап – подготовительный
- знакомство с темой проекта;
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС;
II этап Основной этап:
Работа с детьми:
1. Образовательная деятельность по сенсорному развитию.
III этап Заключительный этап (презентация проекта)
План работы с родителями:
Методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.
Консультация для родителей «Играем с детьми дома»
Консультация (стендовая) «Развитие сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет».
Календарно-тематическое планирование по проекту
«Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте»
№ тема программное содержание
сентябрь
1. Диагностика уровня сенсорного развития Выявление уровня сенсорного развития.
2. Д/и «Спрячь кошку» Учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
3. Д/и «Фигурки» Ознакомление с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
4. Д/и «Игра с мячами» Обучение соотнесению по величине трех предметов.
5. Д/и «Цветочки» Формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
6. Д/и «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 - 4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
октябрь
1. Д/и «Веселые мячики» Закрепление знаний об основных цветах; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
2. Д/и «Платочки для фигурок-человечков» Ознакомление с треугольником, кругом и их названиями; обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.
3. Д/и «Найди пару» Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу.
4. Д/и «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
5. Д/и «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывании и раскладывании цветных колпачков.
Ноябрь
1. Д/и «Построим башню» Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами; обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.
2. Д/и «Шарики» Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
3. Д/и «Разложим мишкам мисочки» Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами; обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.
4. Выкладывание из цветной мозаики на тему «Цветочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
5. Игровая ситуация «В гостях у зайки» Создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
Декабрь
1. Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
2. Д/и с элементами экспериментирования
«Какой цвет у снега?» Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
3. Д/и «Две коробочки»
Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
4. Д/и «Накрой на стол» Закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
5. Д/и «Половинки» Продолжать знакомить с величиной в ходе практических действий.
январь
1. Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
2. Развивающая ситуация «Дома для медведей» Формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
3. Д/и «Подбери пару» Формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
4. Д/ и с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки» Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
5. Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
6. Д/и «Собери квадрат» Формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из 2 частей.
февраль
1. Выкладывание из мозаики на тему «Шарики». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
2. Д/и «Найди свой домик» Закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
3. Д/и «Соберем
пирамидку» Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
4. Д/и «Кружки для кукол» Развивать представление о цвете и форме, отобрать кружки для кукол.
5. Д/и «На что похоже?» Соотнесение формы и предмета, раскладывание геометрических фигур на три группы (круг, квадрат, треугольник)
6. Д/и «Домики для друзей» Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
март
1. Д/и «Прянички» (игры с песком) Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.
2. Д/и «Сделаем кукле бусы» Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
3. Д/и «Разложи по местам» Формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
4. Д/и «Собери цветок»
Закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
5. Д/и «Поручения»
Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
6. Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
апрель
1. Д/и «Разноцветные бабочки» Группировать бабочек по цвету
2. Д/и «Большой - маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
3. Разрезные картинки
Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.
4. Д/и «Пирамидки в гостях у малышей» Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
5. Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» Развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
Май
1. Д/и «Найди синие и красные шарики» Узнавать и правильно называть красный и синий цвет в окружающей среде.
2. Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
3. Д/и «Собери гирлянду» Учить детей собирать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
5. Д/и «Птички»
Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.
6. Д/и «Вкладыши» Учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам.
7. Д/и «Домики» Сравнивать предметы по нескольким признакам.
июнь
1. Д/и с прищепками «Цветочки в вазочках» Учить использовать цветовую гамму прищепок по цвету, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
2. Д/и «Разложи фигуры по домикам» Продолжать знакомить детей с плоскими геометрическими формами
3. Д/и «Длинная, короткая» Раскладывать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной.
4. Д/и «Воздушные шары» Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
5. Д/и «Разложи карандаши по стаканчикам» Учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно.
6. Д/и «Собери красивые бусы» Выбирать разные геометрические фигуры и раскладывать их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
июль
1. Д/и «Цветные ежики» Закрепить у детей знания на чередование объектов по цвету.
2. Д/и «Закрути правильно крышки» Закрепление знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала
3. Д/и «Найди предмет такой же формы» Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки
4. Д/и «Поиграем с прищепками» Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
5. Д/и «Что изменилось» Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
6. Д/и «Три квадрата» Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
август
1. Д/и «Веселый конструктор» Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
3. Д/и «Разложи яички в свои домики» Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек.
4. Д/и «Какие бывают фигуры» Познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
5. Д/и «Какая фигура лишняя?» Определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, объяснять принцип исключения.
6. Д/и «В какую коробку?» Распределять игрушки разных размеров по коробкам в зависимости от размера.
7. Д/и «Накорми птичку» Соотнесение цвета предмета с цветовым полем.
8. Развлечение
«Собачка Жучка» Закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.
Результаты проекта :
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр, апробированы сенсорные игры;
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по приобретению и изготовлению сенсорных игр;
Практическая значимость проекта;
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование сенсорных игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
Разработка сенсорного материала и сенсорных игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей;
Перспективы развития проекта :
1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;
2. Дополнение системы сенсорными играми и материалами;
3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;
4. Ознакомление с опытом работы педагогов, коллег (выступление на Совещании педагогов на тему : «Развивающая среда по сенсорному воспитанию»).
5. Создание лэпбука «Изучаем цвета», «Цвет, форма, величина».
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года).
3. Мимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.
4. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
5. Интернет – ресурсы.