Елена Клинкова
Педагогический проект «Православные традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Клинкова Е. А.
Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта : март - май
Первый блок проекта :
• работа с родителями;
• совместная работа детский сад – дети – родители.
Цель:
• пробудить желание помочь воспитателям в сборе информации об истории возникновения православных праздников;
Публикация «Педагогический проект „Православные традиции русского народа“» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
• реализовать мероприятия, направленные на воспитание уважения к жизни наших предков, на развитие нравственно – патриотических чувств.
1. Совместная подготовка родителей и детей к празднованию 8 марта.
Проведение фольклорного праздника, посвященного международному дню 8 марта «Праздничные посиделки».
2. Во втором разделе воспитатель проводит анкетирование родителей на тему «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников дома». Воспитатель совместно с родителями собирают информацию об истории возникновения праздников их проведении нашими предками.
3. В третьем разделе – консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».
4. В четвертом разделе блока проводится выставка детских работ на тему «Пасха глазами детей», выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».
Второй блок проекта :
• работа с детьми
Она включает в себя НОД по познавательному развитию,
по окружающему миру, просмотр спектаклей, выставка детского творчества, выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки», «Пасхальный разгуляй».
Цель: рассказать историю возникновения православных праздников.
I этап. Целеполагание.
Одной из сторон культуры является духовно - нравственное воспитание.
Задача взрослых– показать значимость православных праздников, прошедших из истории; закреплять знания об истории своей Родины; воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к Старой России.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель:
Воспитание уважения и любви к обычаям русского народа.
Задачи:
• изучение традиционных стихов и песен;
• формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа;
• воспитывать уважение к традициям русского народа;
• развивать память, воображение, фантазию.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• знание детьми информации о православных праздниках и их праздновании;
• развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• воспитание любви и уважения к старине.
II этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной темы;
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
4. Составить перспективный план мероприятий.
III этап. Выполнение проекта.
Раздел программы Формы и методы работы
Познавательное развитие • Комплексные занятия
• Беседы
• Развлечения
Художественная литература «Детская Библия»
Изобразительная деятельность Занятие по лепке из теста:
«Жаворонки»
Занятие по аппликации:
«Дорого яичко ко Христову дню»
Игровая и театрализованная деятельность Русские народные игры :
«Гори, гори ясно»
«Бабушки-старушки»
«Карусель»
Ансамбль народных инструментов «Ложкари»
«Золотые ворота»
Игра «Веселая уборка»
Музыкальное развитие Песни
«К нам гости пришли»
«Ложки деревенские»
«Ох, Сережка!»
«Частушки»
«Ой, река, река…»
«Пасхальная песенка»
«Пасху радостно встречаем»
«Здравствуй лучик солнечный»
«Пасхальная весна»
«Веснянка»
«Весна идёт»
«Весна Красна праздник принесла»
Танцы
Хоровод «Как пойду я на быструю речку…»
«Кадриль»
«Матрешки»
Приложение №1
Анкета для родителей
Традиции и обычаи
празднования русских гуляний в православные праздники.
1. Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси»? ___
2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ___
3. Какие традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси вы знаете? ___
4. Какие семейные традиции есть в вашей семье? ___
5. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ___
6. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? ___
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Анкета для родителей
Празднование православных праздников в семье
Уважаемый родитель!
Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если историю преподавать через музыкально-фольклорные праздники – это важнейший источник развития эмоций, интеллекта, творчества детей.
Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.
1. Знаете ли Вы историю возникновения православных праздников? Каких? ___
2. Знаете ли Вы происхождение названия православных праздников? Перечислите. ___
3. Соблюдаете ли Вы традиции празднования? ___
4. Знаете ли Вы как на Руси отмечали праздники? ___
5. Знаете ли Вы народные приметы связанные с православными праздниками? Какие? ___
6. Поете ли Вы русские народные песни в семье? ___
7. Самая любимая семейная русская народная песня? ___
8. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка детские православные праздники? ___
9. Делится ли ребенок своими впечатлениями о проведении православных праздников в детском саду? Перечислите. ___
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Приложение №3
Русские народные игры
Горелки
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Кот и мышь
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Лапта
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.