Татьяна Барабанова
Конспект интегрированного занятия «Волшебный сундучок. Традиции русского народа. Русская народная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие»
Задачи:
1) Продолжать знакомить детей с предметами и одеждой русского народа,
их традициями. («Познавательное развитие»)
2) Развивать умение подбирать относительные прилагательные к
существительному сарафан: красивый, длинный, расшитый, расписной,
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Волшебный сундучок, Традиции русского народа, Русская народная одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Русские народные традиции и обычаи
- Русский народный костюм
- Темочки
украшенный, нарядный, праздничный, яркий, русский, народный.
(«Речевое развитие»)
3) Развивать интонационную выразительность речи. («Речевое развитие»)
4) Закреплять умение связно и последовательно описывать предметы
русского быта (сарафан, кокошник, рубаху, павловский платок)
(«Речевое развитие»)
5) Продолжать развивать умение четко проговаривать слова
(«Речевое развитие»)
6) Обогатить словарный запас словами (сарафан, кокошник, рушник,
рубаха, тесьма, узор, вышивка гладью, вышивка крестом,
Павловский платок) («Речевое развитие»)
7) Продолжать отрабатывать слоговое строение слова (узор, сарафан,
кокошник, вышивка) («Речевое развитие»)
Методы и приемы:
- практические
- наглядные
- словесные
Материалы и оборудование:
-"Сундучок" с предметами старинного русского быта – сарафан, кокошник,
рубаха, павловский платок, рушник, скатерть.
-Иллюстрации народной одежды.
Ход занятия:
Сегодня нас ждет
путешествие в далекое прошлое.
Но сначала, давайте поиграем в русскую народную игру "Золотые ворота" :
выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота»,
остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый (ая) (имя ведущего ребенка) Саша пройдет,
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Ребята, посмотрите - что это?
-Да, это "сундучок".
-Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот "сундучок" необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»
- Давайте скажем эти слова.
Сначала мальчики по- богатырски.
А теперь девочки ласково, как в старину разговаривали с вещами.
Дети открывают "сундучок".
-Пришла пора заглянуть в бабушкин "сундучок" : посмотреть, что же спрятано.
Из "сундучка" дети вынимают сарафан.
- Это русская народная одежда- сарафан.
- Опишите сарафан.
Дети связно и последовательно описывают сарафан.
( Описание: сарафан- распашная длинная одежда без рукавов на лямках. Украшен
по верху, центру и низу цветной
вставкой)
Из "сундучка " вынимают кокошник.
- Это головной убор. Называется он –кокошник.
Дети связно и последовательно описывают кокошник.
( Описание: по форме напоминает полумесяц. Украшен тканью, вышивкой и бусами разного размера и цвета. По краям есть ленты для завязывания кокошника на голове)
Заглянем ещё в "сундучок" и достанем….что это?
Рубаха – это основа мужского народного костюма
Дети связно и последовательно описывают рубаху.
(Рубаха сшита из белой ткани, украшена вышивкой по
разрезу и низу. Разрез застегивается на пуговицы. Рубаху носят на выпуск и подпоясывают поясом- кушаком.)
Вот ещё один предмет.
Дети вынимают Павловский платок.
Какие красивые узоры! Кто его назовёт? Правильно- это павловский платок. Расскажите о платке.
Дети связно и последовательно описывают платок. Грамматически правильно строят предложения.
( описание: платок квадратной формы украшенный узором из ярких букетов цветов, край платка украшен бахромой).
Накинем платок на плечи. А теперь повяжем на голову. Посмотрите, как красиво выглядели наши прабабушки.
Заглянем ещё разок в "сундучок".
- Это рушники руки и лицо вытирать.
Чаще украшали рушник вышивкой «гладью» или «крестиком»
Давайте запомним это старинное слово "рушник".
(Дети четко проговаривают слово).
- Как мы теперь называем этот предмет? Правильно полотенце.
-Что- то в нашем "сундучке" еще есть
-Что это?
На срубленном да пиленом
Тканое положено,
Да на всех помножено.
Что от земли родится —
На тканое годится.
-Правильно- скатерть.
А вот еще загадки про скатерть:
Били меня, колотили меня,
А за стол с царем посадили.
Кто стоит в столовой нашей,
Подпирая миску с кашей?
Вышит кружевом подол.
Кто залез сейчас на стол?
Посмотрите, какая у нас получилась выставка! Маленький музей рукоделия.
Подойдем поближе. Вышивки гладью, крестиком, сшитые сарафан и рубаха, украшенные бусами кокошники, расписной платок- все это в старину делали руками наши прабабушки.
- Как в сказках таких женщин называли?
– Правильно, рукодельницы.
Назовите сказки, где героинями были рукодельницы.
(Дети четко и внятно называют русские народные сказки : "Рукодельница да Ленивица", "Мороз Иванович", "Царевна – лягушка", "Крошечка- Хаврошечка и др.)
-В старину после работы народ и мал и велик любил в игры с песнями играть. Давайте и мы поиграем. Встанем в хоровод и еще раз поиграем в нашу любимую игру "Золотые ворота"