Юлия Калинина
Творческий, познавательно-исследовательский проект «Духовно-нравственное воспитание и православные традиции в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт
Практико - ориентированный, творческий, познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта
Среднесрочный (2 месяца)
С 1. 11. 2017 по 31.12.2017 года
Участники проекта
- дети старшей группы №1 детского сада «Солнышко»
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- родители.
Образовательная деятельность:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Публикация «Творческий, познавательно-исследовательский проект „Духовно-нравственное воспитание и православные традиции в семье“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты
- Проекты творческие
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность темы:
Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по уставам Церкви и чтящих Бога, и людей, далеких от веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные, духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как сохранить традиции православной семьи в современном обществе?
Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все – нравственные ценности, вдохновение, игра, радость, творчество, умение, искусство. Традиции одухотворяют пространство событий и творят атмосферу нашего дома.
Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Одна из самых главных благочестивых традиций православной семьи – участие всех в домашней молитве.
Необходимо вернуть процесс воспитания подрастающего поколения в традиционное православное русло. С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта, как: посещение храма, домашняя молитва, соблюдение поста, паломнические поездки, праздники богослужебного круга и именины, а, кроме того, - освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших.
Затронутая тема крайне актуальна в современном обществе – обществе, в котором обесценились все нравственные ценности и традиции, духовный опыт предыдущих поколений. Каждый христианин в своей жизни и в своей семье должен возрождать благочестивые христианские традиции, прививать своим детям любовь к ним, чтобы они жили полнокровной христианской, церковной жизнью. Ведь общество, не хранящее в своей исторической памяти добрых примеров, не имеет фундамента для постройки своего будущего.
Анализируя работу с родителями, мы отметили пассивность родителей в участии в образовательном процессе и отсутствие знаний о православных традициях семьи, как основы духовно – нравственного воспитания детей. Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами.
Так родилась идея реализации проекта под названием «Духовно – нравственное воспитание и православные традиции в семье».
Цель проекта :
Цель: Осуществлять духовно – нравственное воспитание детей через взаимодействие ДОУ и семьи, посредством приобщение к православным и народным традициям.
Задачи проекта :
1. Выявление уровня знаний детей, педагогов, родителей о православных традициях.
2. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
3. Обучение ребенка видеть в себе движение к добру и злу, различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
4. Воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и др. ;
5. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
6. Охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей;
7. Оздоровление нравственной атмосферы в детском коллективе, в семьях детей, возрождение духовно-нравственных традиций.
8. Сплочение детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение православных праздников.
9. Создание условии для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению православных традиций.
10. Воспитание уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
11. Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.
12. Оказание помощи семье в формировании духовно – нравственной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни.
13. Укрепление отношений между семьей и дошкольным учреждением.
Предполагаемый результат:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- прошлое своей семьи;
- происхождение своей фамилии;
- народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
- пополнят словарный запас;
- смогут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;
- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
- пополнят знания о православных семейных традициях и народных праздниках;
- разовьют чувство гордости за свою семью;
- будут продолжать уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
- будут продолжать хранить и чтить свои семейные традиции;
будут знать историю своих реликвий;
- знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
- приобретут дополнительный опыт организации православных семейных праздников;
- сделают видеоархив православных семейных праздников и традиций;
- соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги:
- расширят знания о православных праздниках, их происхождении;
- пополнят репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
- разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- пополнят словарный запас детей;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- создадут копилку православных семейных традиций;
- будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.
Продукт проектной деятельности :
- фотоматериалы по всем видам деятельности;
- папки - передвижки для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры», «Народные православные праздники»;
- уголок Православной культуры;
- выставка детских работ «Рождественская елочка»;
- презентация «Православные традиции в семье»
План реализации проекта :
1. Анкетирование родителей на тему «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников в семье».
2. Проведение бесед на темы: «Что такое доброта?», «Наши добрые дела», «Православные праздники».
3. Чтение рассказов о доброте, честности, щедрости, трудолюбии и дружбе: Н. Носова «Огурцы», «Фантазеры», «Леденец», «Горка», В. Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» и др.
4. Чтение сказок, в которых показана сила материнской любви и которые воспитывают внимательное отношение к своей маме: «Кукушка», «Айога», «Материнская любовь»;
5. Чтение православной литературы : «Притчи старца Паисия для детей»,
Евангелие для детей;
6. Чтение пословиц, поговорок на данную тему;
7. Рассматривание репродукций икон, картин художников, иллюстраций;
8. Слушание аудио рассказов Л. Толстого о честности, дружбе, смелости, взаимовыручке: «Лгун», «Котенок», «Косточка», «Два товарища» и др. ;
9. Постановки сценок на нравственные темы: «Косточка» - честность, «Лесные яблочки» - дружба, щедрость;
10. Создание стенда для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры»;
11. Проведение ОД:
- «Дарим людям доброту» ( интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное).
- «Семейные праздники» (социальный мир);
- «Моя семья» (рисование).
12. Слушание музыкальных произведений:
- слушание колокольного звона – аудио запись;
- слушание детских песен «Что такое доброта?» - гр. «Барбарики»,
- «Неразлучные друзья» - гр. «Непоседы», «Ой, бабуля!» - гр. «Мишель»;
- слушание детских православных песен «Детский хор поет об Иисусе Христе», «Петр и Февронья» - гр. «Непоседы»;
13. Организация уголка православной культуры;
14. Просмотр мультфильма о былинном герое Илье Муромце, реальном историческом лице, святом православной церкви, как примером высокой духовной нравственности и патриотизме.
15. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».
16. Выставка детских работ на тему «Рождественская ёлочка»
17. Досуг в группе «Рождественские посиделки в горенке»
18. Экскурсии в школьный музей и в церковь. Беседа с отцом Алексием.
19. Участие в конкурсах.
20. Итоговое мероприятие: презентация на тему «Православные традиции в семье»
Обобщение:
Наш опыт показал, что духовно – нравственным воспитанием занимаются в каждой семье, а православные традиции передаются из поколения в поколение. В результате анкетирования родителей все желают, чтобы их дети были знакомы с традициями нашего народа, религией и имели представления о морали и нравственности. В среднем 95% семей (мною опрошенных) называют себя православными людьми и знают православные обычаи и традиции.
Во время проведенных бесед дети узнали много нового о праздновании православных праздников. В группе оформили центр «Православие», где находится детская православная литература.
В дошкольном возрасте православное воспитание направлено на воспитание доброты, послушания, выдержки, сочувствия, уважения. Для формирования этих качеств читали детям притчи старца Паисия, рассказы Л. Н. Толстого, Н. Носова, В. Драгунского, смотрели мультипликационные фильмы. Для формирования духовно-нравственных качеств у детей, использовали такие виды деятельности, как рисование, рассматривание картин, слушание музыки и песен, инсценировка прочитанных произведений.
Проведенные экскурсии для детей имели очень большое эмоциональное, психологическое и развивающее значение.
В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме. Постараемся приобщить к духовно-нравственному воспитанию детей священнослужителей, использовать «православный компонент»; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Используемая литература:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
3. С-Пт., 2005
4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
6. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
7. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
8. Смольникова Е. И. Я иду на урок в начальную школу. – М., 2008