МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа»

Журкина Екатерина Михайловна
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ № 16

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Традиции и обряды в жизни русского

народа»

Провела воспитатель

Журкина Е.

2018г.

Цель:

формирование уважительного отношения к традициям русских людей.

Задачи:

- обобщать первоначальные представления о роли традиций и обрядов в

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Традиции и обряды в жизни русского народа“» размещена в разделах

жизни русского народа, роли оберегов в защите от злых сил;

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

- формировать навыки практического применения полученной информации

в игровой, речевой деятельности.

Оборудование:

видеописьмо, оборудование для макета: теремок, домашние животные, макет пашни, макет пастбища, макет реки (озера, макет леса, макет конька для крыши, макет наличников с узорами, подкова, иллюстрации к занятию (дом с березой; крыша с изображением конька, диктофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я прочту вам стихотворение, а вы должны показывать то, что вы услышали, какие эмоции у вас это стихотворение вызвало:

Сначала мы удивились

Потом глубоко возмутились

Обиделись, но не на всех,

Поникли печальные плечи

И слезы вот, вот побегут.

Но лучик солнца украдкой

По щечке скользнул

Нежной и гладкой.

От радости все закричали

Ура! Мы веселыми стали, ура, ура.

Воспитатель: Ребята, пришло письмо по электронной почте. Интересно, от кого же оно? Давайте послушаем?

Так это от Тимофея письмо.

Тимофей: Всем, всем привет! Узнали меня? Я хожу в школу. Мне нравятся уроки чтения, на которых мы не только читаем и слушаем сказки, но и сами их сочиняем. Нам задали придумать продолжение к сказке "Теремок", где звери сами строят себе теремок. Помогите мне пожалуйста!»

Воспитатель: Поможем Тимофею, придумаем окончание к сказке? Все помнят сказку «Теремок»? Что случилось в ней?

Дети: Мишка сломал теремок.

Воспитатель: Почему же все-таки развалился теремок? А вы, ребята, как бы ответили на этот вопрос?

Дети: Зверям было тесно, теремок был маленьким.

Воспитатель: Внимательно перечитав сказку еще раз, я обратила внимание на то, что мышка нашла ничей, пустой дом. А по старинному русскому поверью, в таком доме могла поселиться нечисть. Поэтому даже если бы звери в нем поселились, неизвестно, была бы их жизнь счастливой или нет. А почему дом покинули прежние хозяева? Неспроста это. Может быть, его строили не по обычаю? Ведь, построить дом себе и другим на радость, надо знать и уважать обычаи. У меня есть предложение к вам, давайте в новой сказке звери построят новый дом по обычаям и традициям, которые соблюдал русский человек при строительстве дома. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы прийти на помощь. Только возникла одна проблема, как помочь?

Дети: Мы можем записать наши рассказы и отправить письмо, послать пословицы и поговорки, стихи, наши рисунки и аппликации

Воспитатель: Молодцы, как вы все хорошо придумали! Чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о традициях и обрядах русского народа и сделать макет, где можно строить дом. Сначала вспомним, какие традиции русский человек соблюдал при выполнении работы. Что учитывал хороший хозяин, выбирая место для строительства нового дома?

Дети: Рядом должны быть лес, река, земля для огорода.

Воспитатель: Верно, при закладке нового дома учитывали все: удобно ли он будет расположен (лучше на взгорке, чтобы не было сырости, далеко ли вода (обычно с рекой или озером, есть ли поблизости подходящее место для выпаса скота, годится ли земля под пашню. Ребята, а вы знаете, как выбирали место для строительства избы?

Дети: Выбирали место, где отдыхали домашние животные.

Воспитатель: Почему?

Дети: Считалось, что они отгоняют злые духи и это место счастливое.

Воспитатель: Да, ребята, счастливым считалось то место для строительства дома, где ложился для отдыха скот. «Не строй дом на песчаном месте,- говорилось в пословице,- а там, где лежит коровушка». Вот и первый совет Тимофею: для строительства нового теремка зверям надо правильно выбрать место. Ребята, а из какого материала зверям лучше построить теремок?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Почему?

Дети: В лесу много деревьев, теремок из дерева будет теплым.

Воспитатель: В какое время года им лучше срубить деревья на строительство дома? Почему?

Дети: Зимой, потому что зимой дерево считалось мертвым.

Воспитатель: Да, ребята, рубили деревья на строительство дома только зимой, потому что в это время года дерево считалось мертвым и не очень страдало.

Дыхательная гимнастика «Лесорубы»

Будущий теремок у зверей должен быть большим. Почему?

Дети: Чтобы всем места хватило.

Воспитатель: Русские люди тоже строили большие дома с учетом прибавления в семействе, иногда в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»,- так считали наши предки. Как вы думаете, могла ли одна семья самостоятельно построить для себя такой большой дом?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто помогал его строить?

Дети: Вся деревня.

Воспитатель: Почему строить дом созывали всю деревню?

Дети: Вместе легче строить, быстрее.

Воспитатель: «Чем больше рук, тем легче труд»,- так говорили наши предки. За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. Строительство дома требовало большого мастерства, труда и таланта. Вспомним пословицы и поговорки о труде и мастерстве.

Дети:

«Землю красит солнце, а человека- труд»,

«Труд человека кормит, а лень портит»,

«Не топор кормит, а работа»,

«Без труда не вынешь рыбку из пруда»,

«Дело мастера боится»,

«Каков мастер, такова и работа»,

«Умелые руки работы не боятся»,

«Делу время- потехе час»,

«Конец – делу венец».

Воспитатель: посмотрите на картинку и сравните наш дом и дом на картинке. Чего не хватает у нашего дома? чем украшали крышу дома? для чего на крышу дома приделывали конек?

Дети: Считалось, что он может уберечь дом от беды и несчастий.

Воспитатель: Да, верно, на крышу дома приделывали оберег- конек. «Конек на крыше - в избе тише»,- так говорили наши предки. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что оно означает, по вашему мнению?

Дети высказывают предположения.

Совершенно верно, оберег- то, что оберегает, сторожит. Вот этот конек на крыше и есть оберег, т. е. зашифрованное пожелание здоровья и счастья всем живущим в доме. А ещё какие обереги для дома вы знаете?

Дети: Наличники, узоры из дерева на доме.

Воспитатель: Какие обереги для нового теремка мы можем посоветовать Тимофею?

Дети: Конек на крышу, красивые наличники на окна, узоры из дерева на стены.

Воспитатель: А какое дерево-берегиню могут посадить звери во дворе?

Дети: Березу.

Воспитатель: Почему?

Дети: Люди верили в то, что березка оберегает дом от зла.

Воспитатель: Правильно, ранней весной она первой покрывалась яркой зеленью. Отсюда и пошло поверье, что береза обладает силой роста. Русские люди верили в то, что во дворе березка-берегиня может уберечь от беды и несчастий, принесет здоровье и добро.

О березе народ создал много песен, потому что это дерево любимо всеми. Соберутся все вокруг березки и водят хоровод или играют в игры. Предлагаю и вам поиграть в игру.

Игра «Золотые ворота»

Выбрать двух ведущих при помощи детской считалки. Ведущие встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротиками».

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Ребята, когда звери построят теремок, кого им нужно будет пустить первым в новый дом?

Дети: Петуха, курицу или кошку.

Воспитатель: Для чего это делали?

Дети: Чтобы все в доме жили долго и счастливо.

Воспитатель: Когда хозяева входили в новый дом, впереди пускали живое существо (петуха, курицу, кошку) как двойника человека. Русские люди верили, что это принесет им счастье и здоровье. Наши предки очень бережно относились к своему жилищу и старались оградить его от неприятностей. Как же звери, которые будут жить в новом теремке, могут оградить свое жилище от неприятностей?

Дети: Они могут прибить подкову над дверью, Воспитатель: Для чего они прибивали на дверь конскую подкову?

Дети: Считалось, что она приносит счастье.

Воспитатель: Да, ребята, в прошлые времена подкову обязательно вешали над входной дверью избы или в сарае. Верили: дому будет удача и счастье, будет цела скотина, подкова от всех бед оградит. До сих пор люди верят в охранную силу подковы и прикрепляют ее на счастье не только в домах, но ив автомобилях, носят на груди кулоны в виде миниатюрной подковки, делают брелочки для ключей с изображением счастливого символа. Вот и я предлагаю подарить нашим гостям подковы на счастье.

Видеописьмо=рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы не забыли ответить Тимофею? Давайте отошлем ему видиописьмо и расскажем, как звери правильно должны построить дом.

На что хороший хозяин должен обратить внимание при выборе места для постройки дома?

Из чего лучше построить дом и когда заготавливать деревья для строительства?

Что нужно использовать для того, чтобы в доме было счастье, уют, добро?

Какие обереги мы посоветуем зверям в сказке Тимофея?

Публикации по теме:

«У самовара. Традиции русского чаепития». Конспект открытого занятия в средней группе«У самовара. Традиции русского чаепития». Конспект открытого занятия в средней группе Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи: - ознакомить детей с историей появления.

Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» Дата проведения 25 июля 2017 г. Конспект познавательного развития в разновозрастной группе (ФЦКМ) 3-7 лет. Тема: «Хлеб в обрядах и традициях.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Отчёт «Вековые обычаи и традиции русского народа» Вековые традиции и обычаи русского народа Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Конспект интегрированного занятия «Волшебный сундучок. Традиции русского народа. Русская народная одежда»Конспект интегрированного занятия «Волшебный сундучок. Традиции русского народа. Русская народная одежда» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Задачи: 1) Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа»
Опубликовано: 11 января 2018 в 07:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Журкина Екатерина Михайловна (УИ 1396637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД