Юната Трушечкина
Педагогический проект «Ладожское озеро-богатство нашего края» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему : «Ладожское озеро-богатство нашего края"
Подготовили : Трушечкина Ю. М., Давыдова О. Н. воспитатели подготовительной группы
Тип: информационный
Вид: Групповой
Состав участников: Дети, родители, педагоги 2 подготовительной группы «Кузнечики»
Сроки проведения : 2 недели
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Возраст детей 6-7 лет
Проблема:
Недостаточные знания детей об обитателях Ладожского озера и его побережья. Интерес детей к месту частого отдыха летом.
Пояснительная записка:
Старший дошкольный возраст - это оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развиваются эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а так же его поведения в природе.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. И мы решили начать её не выходя их группы, ведь экологическое воспитание усовершенствуется в период познания объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Наш город находится на берегу самого крупного озера в Европе - Ладожского озера, богатого своей флорой и фауной. В связи с этим мы решили, что детям будет интересно и полезно узнать не только о подводных жителях Ладожского озера, но и о других его природных особенностях.
Цель проекта сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с разнообразием растительного и животного мира Ладожского озера;
2. Развивать, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей
3. Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс
Ожидаемые результаты:
- владеть понятиями «животные морей и ;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, способах маскировки;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды;
- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе,
Ожидаемые результаты:
- дети получат первоначальные знания о том: где находится Ладожское озеро.
- владеть понятиями «Озеро».
- иметь простейшие представления о глубине озера, об обитателях занесенных в красную книгу, о растительном и животном мире озера и побережья.
- иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды.
- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Формы и методы реализации проекта :
Беседы, организованная образовательная деятельность; рассматривание иллюстраций, атласов.
Практическая деятельность (художественное творчество)
Подвижные, дидактические игры экологической направленности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проекта :
1 этап. Организационный (разработка проекта).
2 этап. Реализация проекта (организация совместной работы детей, родителей и педагогов).
3 этап. Подведение итогов.
1 Этап: Организационный
Цель: Сформировать первичные представления и положительное отношение по теме «Ладожское озеро- богатство нашего края».
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Ладожское озеро», «Нижне-Свирский заповедник», «Грибы», «Ягоды», «Птицы», «Деревья», «Лес, «Дикие животные»
Ресурсное обеспечение.
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, картон, краски, бросовый материал.
2 Этап: Практический
Реализация плана работы с детьми (приложение №1)
Просмотр иллюстраций, картин.
Художественное творчество.
Решение проблемных ситуаций.
Просмотр видео фильма.
Лепка из пластилина.
Реализация плана работы с родителями:
1. Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков и книжек малышек «Природа Ладожского озера»
2. Фотовыставка «Ладожское озеро любимое место отдыха».
3. Консультация для родителей
3 Этап: Заключительный
1. Проведение итогового мероприятия
2. Организация выставки «Обитатели Ладожского озера»
3. Продукт проектной деятельности : презентация «Природные особенности Ладожского озера»; оформление фотогазета «Я и Ладожское озеро»; макет Ладожского озера с его обитателями; создание книжек-малышек по теме совместно с родителями; открытое занятие для коллег.
По итогам реализации проекта :
- дети имеют расширенные знания и представления детей об обитателях Ладожского озера и прибрежной зоны (внешний вид, строение, питание, место обитания)
- дети делают выводы и заключения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений, изучения энциклопедий и литературы по теме.
- дети знают, как бережно относиться к природе, флоре и фауне озера, знают правила поведения в природе.
- у родителей сформировался интерес к проектной деятельности, желание принимать более активное участие в образовательном процессе.
- пополнилась РППС (развивающая предметно пространственная среда) группы : создан тематический альбом и книжки- малышки «Ладожское озеро- богатство нашего края», пополнилась художественная литература по теме, энциклопедии, карта Ленинградской области.
- пополнилась электронная методическая копилка: презентация «Ладожское озеро».
Заключение
В ходе осуществления проекта дети познакомились с флорой и фауной Ладожского озера,обитателями и с тем, какое значение озеро имеет в жизни человека.
В результате бесед, познавательных занятий, наблюдений - совершенствовались навыки речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «обитатели озера», «Ладожская нерпа», и т. п., что так же помогло их общению в ходе проекта.
Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами.
Родители были вовлечены в образовательную деятельность. Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.
На основе изучения природных особенностей (животного и растительного мира) Ладожского озера, с марта по май можно познакомить детей с историей народов, населявших прибрежную территорию озера, их бытом и занятиями. Так же познакомить детей со значением Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны для жителей блокадного Ленинграда.
Приложение №1
2 подготовительная группа «Кузнечики»
Комплексно-тематическое планирование по теме «Ладожское озеро»
(7.02.2022- 18.02.22)
Задачи: расширить и углубить знания и представления детей о животном и растительном мире Ладожского озера; развивать познавательную активность через совместную деятельность; формировать навыки бережного отношения к природе.
Итоговое мероприятие: занятие «Ладожское озеро». Макет ладожского озера. Выставка детского творчества.
Образовательные области Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Виды совместной деятельности Рассказ воспитателя и просмотр презентации «Ладожское озеро»
Беседа «Рождение Ладожского озера»;
Беседа «Обитатели Ладожского озера»
Опыты с водой и песком. Занятие по экологии «Волшебница вода»;
викторина «Вокруг Ладоги».
Д/и «Что за птица?» (характерные признаки внешнего вида, повадки, группы);
игр. упр. «Собери птицу».
Д/и «Природа и человек» (что дает человеку природа, а что человек природе);
Настольно-печатная игра лото «Дикие животные»;
Д/и «Птицы, звери, рыбы» (группировка по заданному признаку). П/и «Земля, вода, воздух».
Рассматривание мха, папоротника.
Развивающая игра «Чьи следы на песке»
Беседа: «Дидактическая игра Беседа «Какая опасность может подстерегать в лесу?»
Инструктаж «Как вести себя у воды?»,
Труд: Изготовление макета Ладожского озера.
Изготовление кормушки для птиц, заготовка корма для зимующих птиц; сбор природных материалов для поделок.
. Составление творческих рассказов
Беседа:
Пантомима: «Угадай животное, которое я загадал»,
Беседа «Как вести себя на
природе».
Составление творческих рассказов «Рыбы Ладожского озера»; «А я хочу рассказать об этой птице…»
д/и «Не сорока, не ворона…»;
создание вместе с детьми и рассматривание альбомов с изображением диких животных и птиц прибрежных зон Ладожского озера, рыб Ладожского озера; водных растений Ладожского озера; грибов (запомнить названия, отличительные признаки)
разгадывание загадок о диких животных, птицах, рыбах, ягодах, грибах. Раскрашивание картинок по теме.
Рисование «Кто живет в Ладожском озере?».
Лепка «Ладожская нерпа»
Аппликация «Мимо острова святого».
Работа в раскрасках «Рыбы», «Птицы», «Грибы», «Звери»; Гимнастика пробуждения:
Подвижные игры:
«Удочка», «Хитрая лиса», «Перелет птиц»,
Книжный уголок: Выставки детских энциклопедий «Самые умные книги». Атлас, карта Ленинградской области, атлас определитель.
Центр сюжетных игр: сюжетно-ролевая игра «Рыболовы», «Экскурсия».
Центр продуктивных видов деятельности: раскраски, трафареты, шаблоны, штриховки по теме. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, природный материал.
Взаимодействие с родителями: Оформление фотогазеты «Я и ладожское озеро». Совместное изготовление книжек малышек и рисунков об обитателях ладожского озера