Валентина Лиходед
Педагогический проект «Мастерилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования Динской район «Детский сад № 10»
ПРОЕКТ
«Мастерилка»
Автор проекта :
Лиходед Валентина Николаевна
воспитатель МАДОУ МО
Динской район
«Детский сад №10»
ст. Нововеличковская, 2022г.
«Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев».
В. В. Сухомлинский
Тема: «Мастерилка».
Публикация «Педагогический проект „Мастерилка“» размещена в разделах
Краткое описание проекта : мой педагогический проект представляет собой реализацию программы ручного труда «Мастерилка», включающую в себя следующие разделы:
1. Трудовая деятельность;
2. Игровая деятельность;
3. Познавательная деятельность;
4. Художественно – речевая деятельность;
5. Музыкально–театрализованная деятельность;
6. Взаимодействие с родителями.
И такие виды труда, как: работа с бумагой и картоном, изготовление поделок из природного и бросового материала, лепка из пластилина и соленого теста, конструирование из бумаги (оригами).
Актуальность проблемы: мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Для гармоничного развития личности очень важно приобщать его к миру красоты через творческую деятельность.
Во всех видах развития личности большую роль играет формирование умений, основанных, на развитии мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т. С. Комарова, Н. М. Конышева, М. В. Крулехт, Н. А. Малышева). Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач в полной мере. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Кроме того, ручной труд способствует воспитанию терпения, усидчивости, самостоятельности. Для этого я разработала проект «Мастерилка». Считаю, что, работа по данному проекту, будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста. Применение эффективных методов по теме проекта, повысит интерес детей к окружающей действительности, а также, приобретенные практические умения, и навыки межличностного общения (взаимовыручка, уважения друг к другу, чувство коллективизма) необходимы при обучении в школе.
Цель проекта :
Развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Мастерилка».
Задачи проекта :
1. Познакомить детей со свойствами и особенностями материалов в различных изделиях и постараться открыть их новые возможности.
2. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
4. Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка;
5. Развивать свободную творческую личность;
6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
7. Воспитывать старательность, трудолюбие;
8. Учить пользоваться специальной терминологией.
Возможные риски:
• Нежелание детей заниматься этой деятельностью;
• Непринятие программы МО;
• Отсутствие контакта с родителями;
• Материальное обеспечение.
Проблема: дети обладают огромным творческим потенциалом, который не может развиться самостоятельно, для этого их творческую энергию необходимо направить в созидательное русло, в соответствовали с нормами эстетики.
Участники проекта : дети подготовительной и старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продукт проекта : выставка детских работ.
Предполагаемые результаты:
• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
• Научатся видеть необычное в обычном предмете;
• Разовьют мелкую моторику рук.
• Удовлетворят потребности в создании собственной поделки.
• Разовьют эмоционально – личностностную сферу.
• Обогатят словарный запас.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда:
1. Показывает уровень воображения и фантазии путем проведения бесед, составление рассказов, придумывание сказок, историй и т. д.
2. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
3. Владеет приемами работы с различными материалами.
4. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
5. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
6. Использует свои конструктивные решения в процессе работы, учитывая яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
План реализации проекта
Задачи проекта Мероприятия Сроки Ответственные Участники Ресурсы:
Имеющиеся и
требующиеся Ожидаемые результаты
Познакомить детей со свойствами и особенностями материалов в различных изделиях и постараться открыть их новые возможности. Беседы.
Рассматривание изделий из разных видов материалов. В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети, родители Образцы
изделий. Знакомство с различными материалами и их свойствами;
Открытие новых возможностей
Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; Беседы.
Рассматривание иллюстраций. В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети Книги, картины, образцы материалов.
Умение видеть необычное в обычном предмете
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; Изготовление различных поделок, картин; Конструктивная деятельность. В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети Обеспечение наглядного материала Развитие мелкой моторики рук.
Удовлетворение потребностей в создании собственной поделки.
Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка. Составление рассказов В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети ТСО Разовитие эмоционально–личностностной сферы.
Развивать свободную творческую личность. Самостоятельная деятельность В течение учебного года.
Руководитель кружка, муз. рук. Дети Материал для занятий
Пальчиковые игры Развитие творчества
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Работа с разными материалами.
Самостоятельная деятельность. В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети Материал для самостоятельной деятельности Умение подбирать материал для деятельности и манипулирование с ним.
Воспитывать старательность, трудолюбие. Оценка действий учащихся педагогом, поощрения В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети Сформированные навыки
Учить пользоваться специальной терминологией, инструментами. Самостоятельная деятельность. В течение учебного года.
Руководитель кружка Дети Наглядный материал.
Речевые игры
Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни.
Ресурсы обеспечения:
1. Материально - техническая база: для каждого ребенка заведена шкатулка с канцелярскими принадлежностями (краски, кисти, карандаши, ножницы, клей).
2. Дидактическое обеспечение: картотека пальчиковых игр (Приложение 1, картотека речевых игр (Приложение 2, иллюстрации, детская художественная и развивающая литература, магнитофон + СD диски (прибаутки, сказки, звуки природы, голоса зверей и птиц) (Приложение 3).
3. Взаимодействие с родителями: оформление кабинета; пошив фартуков для работы с красками, клеем, тестом; организация совместных с детьми выставок; подготовка раздаточного материала для занятий по ручному труду; консультации, беседы, мастер – классы.
4. Методическое обеспечение: (Приложение 4)
Разделы программы Виды детской деятельности
Трудовая деятельность Работа с бумагой и картоном;
Изготовление поделок из природного и бросового материала;
Лепка из пластилина и соленого теста;
Конструирование из бумаги (оригами).
Учебно – познавательная деятельность Тематическое занятие;
Занятие – путешествие;
Занятие - эксперимент;
Занятие – открытие;
Занятие – наблюдение;
Занятие – конкурс;
Занятие – закрепление пройденного материала.
Игровая деятельность Пальчиковые игры
Речевые игры
Художественно – речевая деятельность Загадки, пословицы, сказки.
Рассматривание иллюстраций по темам занятий.
Составление рассказов о своей поделке.
Музыкально–театрализованная деятельность Пение частушек, прибауток, слушание звуков природы, элементы кукольного театра.
Взаимодействие с родителями Выполнение домашних заданий совместно с детьми. Организация выставок.
Консультации.
1. Программа и методические рекомендации «Конструирование и ручной труд в детском саду» Для занятий с детьми 2-7 лет (Л. В. Куцакова);
2. Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду» Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т. С., Гербовой В. В.);
3. Программа и методические рекомендации «Трудовое воспитание в детском саду» Для работы с детьми 2-7 лет (Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова);
4. Программа «Художественное творчество»
Система работы в подготовительной к школе группе детского сада в соответствии с ФГТ (Т. С. Комарова).
Схема управления проектом «Мастерилка»
Используемая литература:
1. https://nsportal.ru
2. https://pochemu4ka.ru
3. https://www.bibliofond.ru
4. Бошо И. Первая энциклопедия детского досуга. – М. : Издательство «Росмэн-Пресс», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
7. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М. : АСТ; СПб. ;Сова, 2009.
8. Комарова Т. С. Художественное творчество. Программа. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада в соответствии с ФГТ. М. : Издательство «Мозаика – Синтез», 2012.
9. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. - М. : Издательство «Мозаика – Синтез», 2009.
10. Комаровой Т. С., Гербовой В. В. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет /Под ред. Комаровой Т. С., Гербовой В. В. – М. : Издательство «Мозаика – Синтез», 2010.
11. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика – Синтез», 2010.
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009.