Наталья Останина
Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим и воспитывающим средством. В последнее время помимо традиционных методик обучения в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии, позволяющие за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. Г. В. Плеханов и Б. П. Никитин отмечали, что готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. В то же время самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь, при этом лего-конструирование развивает пространственное мышление, внимательность, фантазию, умение обобщать, анализировать, благотворно влияет на мелкую моторику рук, что положительно сказывается и на речевом развитии малыша. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, созиданию, творчеству.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование» размещена в разделах
Наблюдая за легоконструированием детей 4-5 лет, я увидела, что игра с ним носит однообразный характер. Все постройки детей ограничивались строительством башенок (кто построит выше) или простое нагромождение деталей друг на друга по типу стена. Дети не могли комбинировать знакомые элементы по новому, творчество в игре не проявлялось. Игра с лего сопровождалась низкой речевой активностью, как по объяснению планирования и выполнению постройки, так и в процессе игры, беден словарный запас, свои действия в игре дети не оречевляют. Задуманное не доводилось до конца, слабо развита мелкая моторика кистей рук, многие пытались силой вдавить детали, место того, чтобы найти правильное положение для скрепления, или прибегали к грубым вариантам скрепления: удар кулака или ладони. Все это сподвигло меня более глубоко изучить методику легоконструирования для использования в разных областях. Проведя анализ наблюдений, я определила цель дальнейшей своей работы. Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи: формировать связную речь, уменипоследовательно и логично строить речевое высказывание, обогощение предметного и глагольного словаря; формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки и создавать привлекательную игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей собственных замыслов; воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать самостоятельность при работе со схемами.
Также определила предполагаемый результат: в ходе работы по легоконструированию ребенок должен знать: основные детали легоконструктора (назначение, особенности); простейшие основы механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); называть детали лего конструктора; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. Уметь: осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкций, по образцу; работать в паре и в небольшой группе детей; комментировать действия с лего-элементами, выполнять словесные инструкции; пользоваться схемами о будущей, выполненной ЛЕГО постройке. Для того, чтобы работа принесла больший результат, я познакомила родителей со значением легоконструирования в жизни детей и главное о значении совместной игры детей и родителей. Уже в раннем возрасте родители приобретают красивые игры и игрушки для своих малышей, в том числе и конструктор ЛЕГО. Но как бы те, ни были хороши, они не могут принести такой пользы, которую от них можно получить, если рядом не будут мама или папа. Ведь даже такой эффектный конструктор, как ЛЕГО, не может ребёнку заменить родителей. Во время совместной с родителями игры с ЛЕГО, ребёнок не чувствует себя одиноким, формируются и укрепляются взаимоотношения, развивается чувство уверенности в себе. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас. А во время встречи-практикума родители сами побыли в роли творцов. Используя схему для составления рассказа о будущей постройке, они делились своим замыслом, а после постройки схема помогла им составить рассказ об игре лего постройкой. Порадовало, что трудностей в этом у родителей не возникло, ведь именно они являются образцом грамотной речи для ребенка и стимулом для повышения речевой активности. На этой встрече мы решили разнообразить и пополнить легоконструкторы, купив наборы лего-ДУПЛО.
Для успешной работы я спланировала перспективный план по легоконструированию, включая его в НОД, в самостоятельную деятельность, в дидактические игры, не забывая использовать в разных образовательных областях. Мы организовывали выставки для родителей «Чудо-елка», вложив в работы все эмоции после новогоднего утренника, помогали вернуть зверей в зоопарк после путешествия по Африке, делали постройки домашних животных и их жилища, делились опытом постройки ЛЕГО поделок и игры с ними с детьми младших групп, учились по образцу выкладывать из деталей лего красивые узоры и решать простые примеры. А веселые лего человечки помогли нам познакомиться с характеристикой звуков, найти их место в слове и помогают нам учиться читать. С лего нам легче запомнить цифры и буквы, выкладывая их по образцу и в дальнейшем по памяти.
В конце средней группы дети свободно использовали в речи слова из легословаря, учитывая размер деталей (название деталей, дополняли их определениями (Зеленый средний кирпичик, красный кубик) могли строить элементарные постройки по творческому замыслу, по образцу. Не у всех сформировалось умение строить по схеме из-за недостаточной устойчивости внимания. Сложнее некоторым детям было составить рассказ о своей работе, но над этим мы продолжили работать в старшей группе. Я думаю, что сложность в этом возникла из-за возрастных нарушений речи, т. к. не все дети к этому возрасту овладели системой родного языка. Работа в паре шла в более спокойной обстановке, дети научились договариваться между собой, делиться деталями во время работы.
Дети всего мира общаются на одном языке-языке игры. Игра помогает им понять сложный разнообразный мир, в котором они растут. Я постараюсь сделать все, что бы легоконструирование помогло детям легко существовать как в детском, так и в последующем взрослом мире.