Ирина Имашева
Педагогический проект «Край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Край, в котором я живу».
Автор проекта : воспитатель старшей группы: Имашева Ирина Фануровна
«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем для всех одна». А. Т. Твардовский
Публикация «Педагогический проект „Край, в котором я живу“» размещена в разделах
Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему селу – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему селу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины, это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Тип проекта : по количеству участников – коллективный.
По содержанию - интегрированный,
По продолжительности – краткосрочный.
ЦЕЛЬ:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, родной Республике, родному дому, семье, детскому саду, селу.
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;
Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать любовь к родной стране, родной Республике, родному дому, семье, детскому саду, селу.
2. Создавать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, села.
4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети старшей группы
- педагоги ДОУ
- старший воспитатель
- музыкальный руководитель
- родители воспитанников
Роль родителей в реализации проекта :
— Беседы со своим ребенком о нравственности, о нравственных поступках, о Родине, о своей семье, о семейных традициях.
— участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, выставках.
Этапы реализации проекта – 1 этап – информационно – накопительный
2этап - организационно – практический
3 этап – презентационно – завершающий
Этапы реализации проекта : 1 этап – информационно – накопительный:
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитания в ДОУ».
3. Анализ анкетирования родителей по этой теме.
2этап - организационно – практический:
1. Подготовка к проведению запланированных мероприятий.
2. Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию в ежедневных планах на месяц (беседы, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, работа с родителями в этом направлении) .
3. Проведение смотр - конкурса для воспитателей на самый лучший уголок нравственно – патриотического воспитания.
4. Оформление альбомов «Башкирские народные подвижные игры», «Государственные символы России, Республики Башкортостан, «Башкирские народные праздники», «Я и моя семья».
5. Ознакомление с художественной литературой Легенда «Происхождение башкир», сказка «О курае», легенда о происхождении шиханов, легенды о реках Башкортостана, сказка «Медведь и пчелы».
Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери башкирский ковёр», «Одень куклы Айгуль и Батыра», «Подбери герб к флагу», «Собери флаг», «Мой край родной».
Разучивание пальчиковых игр на башкирском и русском языках.
3 этап – презентационно – завершающий:
1. Итоги конкурса по уголкам нравственно – патриотического воспитания.
2. Выставка детских рисунков «Край, в котором я живу».
3. Открытый просмотр «Моя республика-Башкортостан».
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является открытые просмотры, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать своё поведение и поведение окружающих, быстро реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного края.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.