Юлия Демченко
Проект «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь!"
Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к «малой» Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.
Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы ОНР№5, воспитатели группы ОНР№5, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь!“» размещена в разделах
Сроки проведения проекта : 2017-2018г.
Цель проекта :
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1. Формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
2. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
4. Воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Актуальность темы.
Во время подготовки к проведению праздника посвященному Дню Победы, выяснилось, что дети не знают, что во время ВОВ Самара являлась «Второй столицей» нашей страны. Мы пришли к единому мнению, что необходимо провести комплекс мероприятий направленных на изучение истории родного края. Совместно с учителем- логопедом и музыкальным руководителем мы разработали план реализации по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Поскольку у детей невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а, следовательно, и полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых: воспитателей и родителей. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым, эстетическим воспитанием и осуществляться, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины.
Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к «малой» Родине. Чувство патриотизма всегда должно жить в сердцах наших детей. Это не просто сведения, которые получают дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать чувства детей.
Работа, о которой идёт речь, требует творческих усилий и поисков. Совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем мы разработали план реализации патриотического воспитания в подготовительной группе.
Этапы реализации проекта : 1 этап – Подготовительный, 2 этап - Основной, 3 этап - Заключительный.
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
3. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной этап
1. Беседы об истории Самары.
2. Рассматривание книги «Самара символы времени» с иллюстрированными картинками по заданной теме.
3. Чтение художественной литературы по данной теме.
4. Лепка. «Герб Самары» ( материал: пластилин, картон).
5. Рисование «Крепость Самары» (бревенчатые дома низкие и высокие).
6. Рисование на тему: «Красоты Самары» (2 занятия).
7. Создание альбома «Красоты Самара».
8. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Круговая лапта».
9. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Иностранец», «Кто в какой стране живет», «У кого какой дом».
Заключительный этап.
1. Бессмертный полк «Мы помним!» (рассказ о своем предке);
2. Музыкально-тематическое занятие, посвященное дню Победы «Недаром помнит вся Россия»;
3. Организационное мероприятие в рамках подготовки города Самара к Чемпионату Мира по футболу;
4. Оформление «Книги памяти», содержащей фотографии почетных людей города, участников войны;
5. Итоговое занятие: «Конкурс знатоков родного города».
Взаимодействие с родителями:
1. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографии, письма) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых действиях.
2. Сбор коллекций «Полезные ископаемые нашего края».
3. Встречи с ветеранами, служившими в Российской армии, сотрудниками ГИБДД.
4. Спортивное развлечение «Я б в защитники пошёл, пусть меня научат».
5. Выставки рисунков: «Мой праздничный город»; «Город глазами детей».
6. Фото-коллаж «Город, в котором я живу».
7. Анкетирование «Знаете ли вы свой город?».
8. Консультации: «Воспитывать патриотов с детства», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш город — часть большой страны».
9. Папка-передвижка «Достопримечательности города Самары».
10. Оформление стенда «Самарский край люби и знай!».
План реализации патриотического воспитания в подготовительной группе.
Сентябрь
1. Занятие: «Город чудный — город древний» (символика города, местоположение на карте);
2. Занятие: «История возникновения родного города» (название, древние постройки, храмы);
3. Занятие: «Архитектура города Самара»;
4. Создание мини-музея футбольной команды «Крылья Советов» (история возникновения футбольной команды, символика).
Октябрь
1. Занятие: «Люди, прославившие Самарский край» (Эльдар Рязанов - кинорежиссер; Алексей Толстой — писатель; Илья Репин- художник; Алексей Тихонов- российский фигурист);
2. Занятие: «Памятники родного города» (монумент Славы; памятник князю Григорию Засекину; Стела Ладья; памятный комплекс ракеты-носителя «Союз»);
3. Занятие: «Знакомство с мастерами нашего города»;
4. Экскурсия в комнату «Русская изба — Самарская» детского сада (знакомство с местным бытом).
Ноябрь
1. Видео-экскурсия в краеведческий музей (знакомство с посудой, одеждой и красотами Самарского края);
2. Занятие: «Жигулевские горы. Самарская лука»;
3. Лепка на тему: «Герб Самары»;
4. Рисование на тему: «Красоты Самары» (2 занятия).
Декабрь
1. Конкурс чтецов «Родной край»;
2. Занятие: «Знай и люби родную природу»;
3. Рисование на тему: «Красоты Самары» (2 занятия).
Январь
1. Беседа на тему: «Природные богатства нашего края: Самарская лука - заповедник»;
2. Занятие: «Знакомство с коллекцией полезных ископаемых Самарского края»;
3. Занятие: «Знакомство с ведущими предприятиями города» ЦСКБ «Прогресс», ПАО «Кузнецов», АО «Арконик СМЗ»;
Февраль
1. Занятие: «Ярмарка предприятий города Самары» ( знакомство с предприятиями пищевой промышленности и их продукцией: Шоколадная фабрика «Россия», Молочный комбинат «Самаралакто», мясокомбинат «Самарский мясокомбинат», Самарский Булочно-Кондитерский комбинат);
2. Занятие: «Знакомство дошкольников с видами труда, распространенными в нашем крае»;
3. Литературный вечер (знакомство с произведениями о Самарском крае);
4. Спортивное развлечение «День защитника Отечества»;
Март
1. Занятие: «Волга-Матушка» (знакомство детей с рекой Волга и Самара);
2. Флешмоб «Волга - голубая лента» (сохранение водных ресурсов);
3. НОД «Водный транспорт» (знакомство детей с водным транспортом и закрепление названий);
Апрель
1. Занятие «Самара - космическая» (знакомство детей с космическим музеем);
2. Конкурс поделок «Космос»;
3. Конкурс чтецов «Героям посвящается».
Май
1. Познавательное сообщение «Памятные места родного города посвященные ВОВ» (памятник самолету ИЛ-2, Вечный огонь на Площади Славы, памятник автомобилистам ВОВ, бункер Сталина, парк Победы);
2. Беседа «Самара во время ВОВ»;
3. Бессмертный полк «Мы помним!» (рассказ о своем предке);
4. Музыкально-тематическое занятие, посвященное дню Победы «Недаром помнит вся Россия»;
5. Организационное мероприятие в рамках подготовки города Самара к Чемпионату Мира по футболу;
6. Экскурсия в музей детского сада «Этих дней не смолкнет слава»;
7. Оформление «Книги памяти», содержащей фотографии почетных людей города, участников войны;
8. Рисование на тему: «Война глазами детей»;
9. Лепка на тему: «Военная техника».
Июнь
1. Занятие: «Нам на улице не страшно» (беседа о поведении на дорогах города Самара, встреча с сотрудником ГИБДД);
2. Занятие: «Из окна наша улица видна» (знакомство детей с историей улицы Стара Загора);
3. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю свой город»;
4. Итоговое занятие: «Конкурс знатоков родного города».
В данном проекте мы использовали :
Альбомы: «Флора и фауна Самарского края»; «Всё прекрасное для детей» (храмы, памятники, архитектура); «История нашего города»; «Богатыри земли Русской»; «Здесь процветает искусство», «Крылья советов. История легендарного клуба в фотографиях».
Папки: «История Самарского края»; «Знакомство с работами художников»; «Старинная посуда Самары».
Иллюстрации. «Русские традиционные костюмы», «Народы проживающие в Самарской области».
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы»; «Картинки»; «Где находится памятник?»; «Угадай профессию»; «Найди отличия»; «Пройдёмся по улицам города»; «Так бывает или нет?»; «Что? Где? Когда?».
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин сувениров»; «Все профессии важны».
Славные подвиги защитников родной земли.
Папка-передвижка «Страницы военного прошлого». Альбом «Память о героях». Фото-коллаж «На встречу ко Дню Победы».
Наглядно-дидактическое пособие «Защитники Отечества».
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»; «Лётчики».
Подвижные игры: «Стрелки»; «Эскадрилья»; «Самолёты»; «Парад».
Город, в котором мы живём.
Фото-коллаж «Нам на улице не страшно».
Папка «Самарская Лука».
Альбомы: «Культурная жизнь нашего города»; «Художественное слово о Самарском крае».
Дидактические игры: «Городской лабиринт»; «Вот моя улица, вот мой дом»; «Узнай, где я нахожусь?»; «Знаешь ли ты свой город?».
Сюжетно-ролевые игры: «Город будущего»; «Я фотограф»; «Водители и инспектор».