Колянникова Ольга Алексеевна
Педагогический проект «Формирование элементарных представлений о своей малой Родине у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Формирование элементарных представлений о моей малой Родине у детей 5-6 лет.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. «Малая Родина» -это, прежде сего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного города, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беды с детьми, показывают, что дети старшей группы имеют недостаточные представления о Малой Родине.
Публикация «Педагогический проект „Формирование элементарных представлений о своей малой Родине у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, воспитание любви и привязанности к родному краю, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах города, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.
6. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн
7. Познакомить с историей родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях) .
8. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому.
Участники проекта : воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, логопед.
Продолжительность: среднесрочный (2 недели)
Время реализации проекта : ноябрь
Тип проекта : познавательно-творческий.
Стратегия и механизмы реализации.
1. Изучить методическую литературу по формированию представлений о Малой Родине у детей 5-6 лет.
• Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: программа. Конспекты занятий Т. С. Комаровой.
• В. В. Гербова. - Конспекты занятий в старшей группе детского сада по развитию речи и худ. литературе. – Москва, 2020
• Хрестоматия для чтения в детском саду и дома: 5-6 лет. пособие для воспитателей детского сада и родителей Москва 2016
• Рабочая программа воспитания: ежедневное планирование старшая группа.
• Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Рябинка» г. Спас-Деменск. «Азбука Спас-Деменского края для детей».
• 2)Разработать диагностические задания по выявлению представлений о Малой Родине у детей 5-6 лет.
Подбор диагностических заданий.
Что знаем?
Что хотим узнать?
Где и как найдем ответы на вопросы?
3)Разработать систему занятий о Малой Родине
4)Создать развивающую среду по формирование представлений о Малой Родине у детей 5-6 лет»
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности;
Дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.
Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
5)Разработать план работы с родителями.
-разработать анкеты для родителей;
-разработать консультации, рекомендации для родителей по формированию представлений о Малой Родине у 5-6 лет.
Принципы обучения.
-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;
-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)
Гипотеза проекта :
Участие детей в проекте «Моя Малая Родина» позволит обогатить знания и представления о Малой Родине.
Формы взаимодействия с родителями.
1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с Малой Родиной»
2. Оформление альбома «Достопримечательности города».
4. Сбор материалов по теме (картинок, открыток о России, книги).
5. Составление рассказов по теме «Моя Малая Родина».
6. Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми, просмотр фильмов о Родине).
Методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
• словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
• практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
• Метод трех вопросов:
Что знаем?
Что хотим узнать?
Где и как найдем ответы на вопросы?
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
• Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
• Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
• Консультация для родителей по проекту «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Знакомство родителей с задачами проекта.
• Подбор родителями картинок, загадок и стихотворений о Малой Родине.
Вовлечение родителей в педагогический процесс.
• Выявить знания детей о Малой Родине на начало проекта.
2. Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы :
Рабочий план реализации проекта
13.12 Беседа «Спас-Деменск мой родной город», д/игра Достопримечательности Спас-Деменска. Чтение стихотворения М. Карима «Не русский я, Россиянин»,рисование «Моя улица».
14. 12 Беседы: «О природе родного края»,
д/игры «Расскажи, где ты живешь»,
«Назови улицы нашего поселка»,
с/ролевые игра «Семья»,«Путешествие по городу», НОД аппликация «Дома на нашей улице», выставка книг.
15.12 Беседа «Сохраним природу родного края», с/р игра «Почта»,лото «Народные промыслы»,д/игра «Знакомые вывески», конкурс рисунков «Мой любимый город».
16.12 В. Степанов «Что мы родиной зовём», игровая и конструктивная деятельность «Улицы нашего города»,ситуативный разговор «Кто живёт в наших лесах», д/игра «Угадай и назови блюдо», «Знакомые вывески»,НОД Окружающий мир «Моя Малая Родина».
17. 12 Ситуативный разговор: «Сделаем наш город чище», рассматривание альбома «Птицы нашего района».НОД развитие речи «Разные виды зданий нашего города и их назначение», НОД конструирование «Разные виды зданий нашего города и их назначение»,с/р игра «Путешествие по родному городу и району».
20.12 Беседа "Природа родного края", выставка детских рисунков "Мой любимый город", раскраски "Животные нашего леса", с/р игра «Профессии моих родителей», д/игра «Что за зверь, что за птица».
21.12 Беседа «Деревни и сёла Спас-Деменского края», рассматривание иллюстраций «Знаменитые люди нашего города»,
Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников», прослушивание гимна России, коллаж «Улицы нашего города»,
22.12 Разучивание стихов о Родине, лепка «Флаг России»,д/игра «Сложи узор»,беседа «Люди какой национальности проживают в нашем городе»,д/игра «Угадай здание по описанию», рассматривание «Азбука Спас-Деменского края»,ситуативный разговор «Моё любимое место в городе Спас-Деменске» Экскурсия по «Аллее Героев и памятникам города».
11.11 Беседа «Главный праздник страны»,д/игра «Секреты бабушкиного сундука», «Для чего предназначено это здание?", ситуативный разговор «Что есть в нашем городе для детей», Д/игра «Построим город»,раскраски птицы, животные, растения.
23.12 НОД конструирование «Деревенский дом» ,д/игра «Расскажи, где ты живёшь", с/р игра «Путешествие по городу», рассматривание альбома «Памятные места», ситуативный разговор «Птицы нашего края», НОД Конструирование «Деревенский дом", презентация «История Спас-Деменска»,праздник «Моя Малая Родина».
Продукт проекта :
-рисунки «Моя родная улица»
-лепка «Флаг России»
-альбом «Сёла Спас-Деменского края»
-аппликация «Дома на нашей улице»
-рисование «Моя улица»
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта
-дать представления о Малой Родине.
развивать связную речь через составление описательного рассказа о Малой Родине;
формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, своей семье.
воспитывать у детей бережное отношение;
использовать полученные знания о Малой Родине в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, рисовании);
заинтересовать детей данной темой, поддерживать любознательность, эмоциональный отклик посредством дидактических и подвижных игр, чтением сказок, стихов, потешек, поговорок;
привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта (собрать открытки, картинки, серии книг си рассказами о Родине).
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется :
через диагностирование детей по выявление знаний о Малой Родине.
Оценка рисков
- Низкая активность родителей, их нежелание включиться в работу.
- Постоянное информирование детей и родителей о ходе проекта.
Дальнейшее развитие проекта
В перспективе ставим перед собой следующие задачи:
Продолжать работу по проектной деятельности;
Принимать участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Список литературы:
- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М. ,2016г.
- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М. ,2014г.
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду старшая группа» Издательство: Мозаика-синтез М. 2015г. ;
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением» в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М. 2021г;
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М. : 2008г. ;
-интернет - ресурсы.
Аникина С. А. «Азбука юного калужского школьника, или путешествие по родному городу».- Издательство «Планета»2014г.
«Народы России».- Издательство М…РОСМЭН 2915г.