Алла Тадтаева
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, а также могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Успешное формировани1е данных качеств во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.
1 слайд
Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. И дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, решает вопрос, каким должен быть выпускник д. сада, какими качествами он должен обладать. Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
• проявляет инициативность и самостоятельность
• уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим
• обладает развитым воображением
• достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности
• проявляет творческие способности
• развита крупная и мелкая моторика
• способен к волевым усилиям в разных видах деятельности
• проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать
слайд
Согласно ФГОС ДОУ детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку.
По мнению академика Н. Н. Подъякова в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения
слайд
Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Что я слышу – я забываю
что я вижу – помню
Что делаю – понимаю
(Конфуций)
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»
Сухомлинский В. А.
слайд
Цели экспериментирования :
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)
• Формировать у детей элементарные географические представления.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
слайд
слайд
Алгоритм подготовки эксперимента :
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы чтение, и т. д.)
3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.
4. Выбор цели, задач работы с детьми.
5. Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки).
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.)
8. Прогнозирование результата.
9. Закрепление последовательности действий.
10. Закрепление правил безопасности.
Слайд
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как достать ключик для Буратино, не касаясь воды? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть? Из какого песка можно сделать конус? Почему? Как поймать воздух? Почему салфетка осталась сухой в стакане, который находился в воде?и др. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.
Структура эксперимента :
1. Постановка проблемы (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования.
4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
5. Наблюдение результатов эксперимента.
6. Фиксирование результатов эксперимента.
7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)
слайд
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Основное оборудование в уголке экспериментирования :
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
БЕЗОПАСНОСТЬ для жизни и здоровья детей; ДОСТАТОЧНОСТЬ; ДОСТУПНОСТЬ.
слайд
Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательной деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Надо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Заключение
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире и своё место в нём.