МААМ-картинки

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Алла Тадтаева
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, а также могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Успешное формировани1е данных качеств во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

1 слайд

Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. И дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, решает вопрос, каким должен быть выпускник д. сада, какими качествами он должен обладать. Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

• проявляет инициативность и самостоятельность

• уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим

• обладает развитым воображением

• достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности

• проявляет творческие способности

• развита крупная и мелкая моторика

• способен к волевым усилиям в разных видах деятельности

• проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать

слайд

Согласно ФГОС ДОУ детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения

слайд

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Что я слышу – я забываю

что я вижу – помню

Что делаю – понимаю

(Конфуций)

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»

Сухомлинский В. А.

слайд

Цели экспериментирования :

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

• Формировать у детей элементарные географические представления.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

• Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

слайд

слайд

Алгоритм подготовки эксперимента :

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы чтение, и т. д.)

3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.

4. Выбор цели, задач работы с детьми.

5. Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.)

8. Прогнозирование результата.

9. Закрепление последовательности действий.

10. Закрепление правил безопасности.

Слайд

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как достать ключик для Буратино, не касаясь воды? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть? Из какого песка можно сделать конус? Почему? Как поймать воздух? Почему салфетка осталась сухой в стакане, который находился в воде?и др. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Структура эксперимента :

1. Постановка проблемы (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования.

4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

5. Наблюдение результатов эксперимента.

6. Фиксирование результатов эксперимента.

7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)

слайд

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Основное оборудование в уголке экспериментирования :

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

БЕЗОПАСНОСТЬ для жизни и здоровья детей; ДОСТАТОЧНОСТЬ; ДОСТУПНОСТЬ.

слайд

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательной деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Надо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Заключение

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире и своё место в нём.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игровая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС до». Презентация Сообщение «Игровая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила Михеева Светлана Владимировна.

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся.

Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппаратаФормирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата «Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».

Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» ]Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской.

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС до Методика «Квадрат функций», как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО* Назначение методики: определить индивидуальные.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС доРазвитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду,.

Семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности» .

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 16 мая 2018 в 12:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Алла Тадтаева (УИ 1574108) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД