Ольга Завьялова
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области»
Тип проекта: долгосрочный познавательно – творческий групповой
Авторские коллективы
МБДОУ "ЦРР – Д/С №56": музыкальный руководитель Завьялова О. С. ,
воспитатели: Явнова Н. Ф., Савина И. В. ;
МБДОУ «Детский сад №53»:
музыкальный руководитель Кравцова С. Н. ,
воспитатели: Крылова И. П., Печенкина Л. И.
МБОУ «СОШ №87»:
воспитатели ГКП: Путинцева Н. В., Красник М. Е. ,
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
учитель-логопед Либрихт А. А.
Актуальность проекта
В современных условиях, в свете ФГОС ДО, проблема экологического воспитания дошкольников, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования, приобретает особую актуальность. Именно в период дошкольного возраста у ребенка формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования, которое имеет важное значение в системе формирования основы экологической культуры.
Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно, именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание ребенка.
Экологическое воспитание дошкольников рассматривается, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формирование и развитие навыков экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.
Предмет: формы совместного взаимодействия образовательных учреждений муниципального округа и семьи.
Постановка проблемы
Образовательные учреждения ДОУ №53, ДОУ №56 и СОШ №87, входящие в муниципальный округ ЗАТО Северск, продолжительное время ведут работу по непрерывному экологическому образованию детей. Накоплен определенный положительный опыт в этом направлении. Поделиться и обменяться опытом работы, в целях успешного развития у детей навыков экологической культуры, педагогам поможет совместный экологический проект образовательных учреждений округа.
Но цель не будет достигнута, если работа будет вестись в одностороннем порядке, если взрослые будут говорить, как надо делать, не подтверждая это своим примером. Поэтому возникла необходимость создать именно педагогический проект, где участниками будут воспитанники, их родители и педагоги учреждений. Так возникла идея реализации совместного педагогического детско-родительского проекта «Флора и фауна Томской области».
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе родного края, развить связную речь, творческие способности, наблюдательность и поисковую деятельность, а взаимодействие с детьми других ОУ, поможет успешной социализации и развитию коммуникативных навыков детей.
Цель проекта
Создать условия, с использованием ресурсов социального партнерства, для организации непрерывного процесса формирования элементарной экологической культуры ребенка через ознакомление с природой родного края.
Задачи
1. Расширять знания детей о природе родного края, через взаимодействие с образовательными учреждениями округа.
2. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья – СОШ.
3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, через интеграцию образовательных областей.
4. Развивать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной социализации.
Гипотеза: формирование экологической культуры ребенка будет эффективнее
• если новые формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
• если в работе будут преобладать формы, направленные на активное привлечение родителей к развитию навыков экологической культуры детей;
• если в ходе реализации проекта будет осуществляться оптимальный выбор содержания разнообразной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
У воспитанников
• Формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе
• Опыт участия в творческих выставках
• Расширение знаний о природе родного края
• Развитие коммуникативных навыков, успешная социализация
У родителей
• Обогащение уровня экологических знаний
• Повышение уровня доверия к образовательно - воспитательному процессу
в ДОУ
• Активное участие родителей в познавательном, творческом развитии детей
У педагогов
• Повышение профессионального мастерства, в процессе взаимодействия с педагогами образовательных учреждений города
• Реализации творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала
Вид проекта: долгосрочный, познавательно - творческий, групповой
Условия реализации проекта
1. Доступность материала для детей дошкольного возраста.
2. Интеграция деятельности детей дома с их деятельностью в образовательном учреждении.
3. Оказание практической помощи родителям, в целях успешного развития основы экологической культуры у детей.
Срок реализации: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Продукты проекта
• Презентация проекта
• Выставки творческих работ детей и родителей
• Оформление книги «Флора и фауна Томской области», совместно с детьми и родителями
Социальные партнеры
• Центральная городская библиотека ЗАТО Северск.
• ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск».
Проверка гипотезы
Проверка гипотезы осуществляется через использование комплекса традиционных и новых форм взаимодействия педагогов образовательных учреждений и семьи, способствующих формированию у родителей субъектной позиции в воспитательно-образовательном процессе.
Средства проверки
1. Педагогические наблюдения.
2. Предварительные и итоговые беседы с детьми и родителями.
3. Учет участия в экологических мероприятиях города.
4. Отзывы родителей, социальных партнеров.
5. Анкетирование педагогов и родителей.
6. Мониторинг формирования субъектной позиции родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Содержание деятельности по этапам проекта
1 этап
Организационно-подготовительный
(сентябрь 2015 г.)
Содержание этапа:
1.1. Беседы с педагогами образовательных учреждений округа, детьми, родителями, с целью привлечения к участию в проекте.
1.2. Мониторинг детей по данному направлению.
1.3. Подбор и изучение необходимой методической литературы.
1.3. Создание экологической развивающей среды.
1.4. Разработка и создание этапов проекта, на основе мониторинга и бесед с детьми и родителями.
1.5. Проведение конкурсов совместно с детьми и родителями «Эмблема и название экологической команды», «Плакат, девиз команды».
1.6. Привлечение социальных партнеров, составление перспективного плана взаимодействия.
2 этап
Практический
(октябрь 2015 года – март 2016 года)
Содержание этапа:
Реализация поставленных задач:
2.1. Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.
2.2. Взаимодействие с детьми.
2.3. Взаимодействие с родителями.
2.4. Взаимодействие с педагогами округа.
2.5. Совместная деятельность детей, родителей, социальных партнеров.
3 этап
Обобщающий - заключительный
(апрель 2016 года)
Содержание этапа:
3.1. Выставка творческих работ детей и педагогов.
3.2. Итоговый экологический марафон «Что мы знаем о природе родного края?»
3.3. Совместный с ДОУ № 53, ДОУ №56, СОШ №87 экологический праздник «С днем рождения, Земля!»
3.4. Итоговый мониторинг экологического развития детей.
3.5. Подготовка и просмотр презентации проекта.
3.6. Подготовка и оформление книги «Флора и фауна Томской области».
Перспективный план взаимодействия ДОУ № 53, ДОУ № 56, СОШ № 87
1. Обсуждение, совместная разработка и создание этапов проекта - 09.09
2. Привлечение социальных партнеров, составление перспективного плана взаимодействия - 15.09
3. Совместный экологический праздник «Осенний калейдоскоп» - 29.09
4. День добрых дел «Поздравляем участников городского клуба садоводов с днем старшего поколения» - совместный с ДОУ №53 и ДОУ №56 концерт в Центральной городской библиотеке - 07.10
5. Совместная экскурсия в Центральную городскую библиотеку «Красная книга Томской области»: беседа, просмотр видеофильма - 15.10
6. Мастер-класс «Технологии ТРИЗ в изобразительной деятельности» от воспитателя ДОУ №56 Явновой Н. Ф. для детей группы № 11 ДОУ №53 -17.11
7. Кругосветка «Экскурсия в СОШ №87» для воспитанников ДОУ №53, ДОУ №56 - 19.11
8. Обмен опытом «Электронные экологические игры для старших дошкольников» - 03.12
9. «Экологическое развитие в семье»: пополнение материала по работе с родителями, обмен опытом с педагогами ОУ - 14.01
10. Подготовка детско- родительских презентаций для представления в ЦГБ - январь – февраль
11. Участие в природоохранной акции «Городские птицы зимой»: - февраль
• «Экскурсия в ЦГБ «Птицы зимой»
«Вместе с родителями собираем корм для птиц, делаем кормушки»
• Раздача горожанам листовок «Подкормите птиц зимой»
12. Представление в ЦГБ детско- родительских презентаций «Лекарственные растения родного края» (ДОУ №56, «Животный мир Томской области» (ДОУ №53) – 24.02
13. Подготовка совместных рисунков детей, родителей и педагогов для книги «Флора и фауна Томской области» - март, апрель
14. Экологическая игровая программа «Разноцветный мир», совместно с ДОУ №53, ДОУ №56 и СОШ №87 – 14.03
15. Оформление книги «Флора и фауна Томской области» - апрель
16. Экологический марафон «Что мы знаем о природе родного края?», совместно с ДОУ №53, ДОУ №56, СОШ №87 – 20.04
Природоохранная акция «Берегите природу!» - раздача листовок «Правила поведения в природе» жителям Северска – 20.04
17. Подготовка танцевального флешмоба «Расцветай, наш край!» - 18.04 – 26.04
18. Подготовка презентации проекта - 19.04 – 22.04
19. Экологический праздник «С Днём рождения, Земля!»,
танцевальный флешмоб «Расцветай, наш край!» - 27.04
20. Издание книги «Флора и фауна Томской области» - май
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области», объединил образовательные учреждения муниципального округа. Активное участие в проекте приняли команды педагогов, детей подготовительных к школе групп и родителей: ДОУ №53 «Юные экологи», ДОУ №56 «Сибирские васильки», СОШ №87 ГКП «Колокольчики».
На подготовительном этапе проекта был составлен перспективный план взаимодействия с детьми, родителями и социальными партнерами, основываясь на предложениях и пожеланиях участников проекта. В каждом ОУ прошли конкурсы: «Эмблема и название команды», «Плакат, девиз команды».
Изучение необходимой методической литературы помогло в разработке и создании этапов проекта, на основе мониторинга, бесед с детьми и родителями. Благодаря инициативе активных участников проекта - родителей и педагогов, пополнилась экологическая развивающая среда в ОУ: дидактические, интерактивные игры, атрибуты к экологическим подвижным играм и танцам, костюмы к экологическим сказкам, праздникам. Видеотеку экологического содержания образовательных учреждений дополнили фотоальбомы, видеофильмы о природе Томской области, которые подготовил социальный партнер – ЦГБ ЗАТО Северск.
Экологическое образование неразрывно связанно с нравственным развитием детей, поэтому в процессе реализации проекта, совместно с социальными партнерами - ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск» и Центральной городской библиотекой ЗАТО Северск, были запланированы: Благотворительные акции, Дни добрых дел для пожилых людей и людей с ОВЗ, в которых принимали активное участие дети, родители, педагоги.
Для повышения результатов работы, с помощью анкетирования и опроса родителей, выявлялись наиболее востребованные темы, создавались презентации детских работ, совместных работ детей и родителей.
Проект сплотил детей, педагогов и большинство родителей образовательных учреждений в дружный коллектив, так как основным содержанием работы проекта являлись мероприятия, направленные на вовлечение всех участников процесса в совместную активную творческую деятельность экологического направления, формирование партнерских отношений ДОУ-СЕМЬЯ-СОШ, как равноправных участников воспитательно - образовательного процесса.
Заключительным итогом проекта является совместное оформление книги «Флора и Фауна Томской области», в котором активное участие приняли дети, родители и педагоги образовательных учреждений.
Совместные дела, мероприятия помогли педагогам и родителям установить взаимные дружеские отношения, полнее ощутить причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, побудили к получению дополнительных знаний. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее, общительнее.
У многих детей и родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось вместе рисовать, творить, мастерить. Все это вызывало много восторгов и удивлений, как у детей, так и у взрослых.
Участие в совместных конкурсах, выставках, дало возможность проявить и детям и родителям здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепить взаимопонимание и повысить интерес друг к другу.
Выводы
• Участие образовательных учреждений муниципального округа в едином экологическом проекте - одна из наиболее эффективных форм работы по экологическому образованию детей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ- СЕМЬЯ- СОШ, обмениваться знаниями, опытом так, чтобы педагог не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в развитии навыков экологической культуры ребенка.
• Совместный экологический проект образовательных учреждений – это перспективная форма взаимодействия ОУ с родителями воспитанников, способствующая не только экологическому образованию, но и успешной социализации детей, формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передачи опыта экологического воспитания и развития детей.
Перспективы развития проекта
• Продолжение работы по совместной реализации экологических проектов в новом учебном году.
• Организация взаимодействия и сотрудничества с образовательными учреждениями муниципалитета.
• Развитие сотрудничества с общественными, социальными учреждениями города.
Экологический марафон в СОШ №87

Природоохранные акции



Экологические совместные праздники

Праздник "День Земли" в СОШ №87


Совместный праздник "Осенняя карусель" на территориях ДОУ №56 и ДОУ №53


Совместные экологические походы


Защита детско-родительских проектов в Центральной городской библиотеке



Издание сборника "Флора и Фауна Томской области"