Галина Орликова
Проект на тему «Будь здоров, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31»
«Будь здоров, малыш!»
(младше – средняя группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием)
Подготовили воспитатели:
Орликова Г. А.
Постолатий С. Д.
Новокузнецк – 2018 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект на тему „Будь здоров, малыш!“» размещена в разделах
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма». Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Паспорт проекта :
1. Тема: «Будь здоров, малыш!»
2. Вид проекта : познавательно-игровой
3. Участники проекта : дети младше-средней группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, воспитатели, родители воспитанников
4. Срок проекта : краткосрочный – с 18.03.18 по 29.03.18 (2 недели)
Цель проекта : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
- для детей
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека.
- для педагогов:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемах друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Предполагаемые результаты проекта :
-для детей:
1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пище для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физ. минутки, различные виды гимнастик).
3) сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
-для педагогов:
1) установление партнерских отношений с семьями детей группы;
2) создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие и укрепление здоровья детей.
-для родителей:
1) использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
II ЭТАП: ПОДГОТОВКА ПЛАНА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников младше- средней группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни.
Опрос детей проводился по методу «Модель трех вопросов»
Что мы знаем об этом? Что мы хотим узнать? Как мы можем узнать?
- Дети в группе часто болеют. Почему?
Ответы детей:
Лёва -Чтобы не болеть, надо заниматься спортом.
Даша: -Потому, что я плохо кушаю.
Иван: - Не люблю умываться.
Вадим: -Мама не разрешает ходить босиком.
Илья: -Старенькие люди болеют. Зачем мыть руки с мылом?
Зачем ходить босиком по коврикам-массажерам?
Почему зарядка бывает разная?
Для чего нужно закаляться?
Почему люди болеют? -художественная литература (стихи, потешки, книги, загадки);
- наблюдения;
-прогулки;
-подвижные игры;
- физкультминутки;
-дидактические игры;
-закаливание;
-утренняя гимнастика;
-спортивные развлечения;
- рекомендации родителям.
По проведенному опросу можно сделать следующий вывод: дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить. Кроме этого, перед проведением проекта проводилось анкетирование родителей по вопросам здорового образа жизни ребенка. Опрос родителей проводился методом анкетирования. Вопросы анкеты разрабатывались таким образом, чтобы охватить мнение родителей по всем составляющим понятия «здоровый образ жизни». По проведенному опросу среди родителей можно сделать следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.
План работы над проектом :
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.)
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Чистота - залог здоровья», «Личная гигиена», «Полезно – не полезно», «Таблетки растут на грядке», «Как надо закаляться», «Кто спортом занимается».
3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам.
4. Совместная и самостоятельная деятельность: совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, художественное творчество.
5. Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации, папки - передвижки, полезные советы.
III ЭТАП: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Тематические беседы с детьми:
«Чистота - залог здоровья», «Личная гигиена», «Полезно – не полезно», «Таблетки растут на грядке», «Как надо закаляться», «Кто спортом занимается».
2. Ознакомление с художественной литературой:
Чтение
К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения, загадки и пословицы о здоровье, заучивание считалок. А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр». К. Чуковский «Федорино горе», Г. Зайцев «Дружи с водой».
3. Интегрированная образовательная деятельность:
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
«Витамины – это полезно»
Цель: познакомить детей с понятием «Витамины», с тем, какую пользу они приносят людям. Помочь понять детям, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
«Путешествие в страну Здоровья»
Цель: формирование у детей потребности в активном образе жизни.
Задачи: упражнять в различных видах прыжках; развивать ловкость, равновесие, быстроту реакции; создать условия для поднятия положительных эмоций.
4. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Лото». Цель: развивать внимание, развитие навыка классификации предметов по группам.
«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
«Что лишнее?» Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы (спорт. инвентарь) по существенному признаку, обобщать.
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик» Цель: развивать двигательную активность детей.
«Ты медведя не буди!» Цель: закрепление бега в разных направлениях. «Мой веселый звонкий мяч» Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме «У медведя во бору» Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
«Карусели», «Раздувайся пузырь» Цель: развитие навыка действовать согласно тексту
«Маленькие ножки бегут по дорожке» Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
«Аптека»
Цель: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Строительные игры:
«Больница для зверят»
Цель: учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями. Воспитывать желание обыгрывать постройку.
Театрализованные игры:
Пантомима «Утренний туалет»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Игры–стихи «Умываемся»
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
5. Художественно-продуктивная деятельность:
Творческая работа в технике пластилинографии «Микробы на руках».
Аппликация «Консервируем овощи».
Нетрадиционное рисование ватными палочками – «Витамины в банке»
Раскрашивание раскрасок на тему «Физкультура и спорт»
6. Наблюдения, экскурсии:
Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным инвентарем.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада: беседа с врачом «Как можно заботиться о своем здоровье».
7. Совместная деятельность детей и воспитателей:
-Закаливающие мероприятия: воздушные ванны, хождение босиком по коврикам-массажерам.
-Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
-Все виды гимнастик.
8. Работа с родителями:
- Выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма.
- Консультации по темам «Начальное ознакомление детей со спортом», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Растите детей здоровыми», «Советы врача», «Здоровый образ жизни в семье», «Здоровье ребнка».
- Полезные советы «Правила здорового образа жизни», «Растим здорового ребнка», «Босиком от болезней», «Компьютер «за» и «против», «Как сформировать правильную осанку»
- Памятка «Здоровье детей в наших руках»
-Папки-передвижки «Растите детей здоровыми», «Советы врача», «Витамины».
IV ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Продукты реализации проекта :
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Будь здоров, малыш»
2. Составление картотеки дидактических игр и художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков,
3. Оформление стенда «Один день из жизни группы «Рябинка»
4. Постоянное консультирование родителей по вопросам здоровьесбережения.
5. Итоговая ООД (для детей) развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
ЛИТЕРАТУРА
Баль Л. В. «Букварь здоровья» /Л. В. Баль, В. В. Ветрова
Бабенкова Е. А. «Игры, которые лечат»
Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,2010 г.
Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство ДОУ : проектирование, тренинги, занятия»,2009 г.
Кудрявцева В. Т. «Развивающая педагогика оздоровления» /В. Т. Кудрявцева,
Б. Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2009 г. /
Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДОУ» /М. А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2010 г.
Яколева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ» /Т. С.
Яколева, 2006 г /
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
Картушина М. Ю., Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие/ М. Ю. Картушина - Архангельск, 2000.
Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. Методическое пособие/ М. Д. Маханева – М. : ТЦ Сфера, 2009.
«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Е. Н. Крылова,М,
«Просвещение», 2006г. Учимся быть здоровыми, Л. А. Теплякова,
С. З. Шишова,М. 2001г.,
Занимательная физкультура в детском саду К. К. Утробина. - М. : ГНОМ и
Д. ,2005г.,
Оздоровительная гимнастика для детей(3-7лет, Л. И. Пензулаева. - М. :
Владос,2002г.
Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко,Т. Л. Долгова,М. ,2011г.,
Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006г.,
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. :
«КАРАПУЗ– ДИДАКТИКА», 2009.
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:
Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М. : Просвещение, 1986.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.