Бутикова Оксана Сергеевна
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «Шуршащей Осени шаги!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно - творческий
Линия развития: экологический
Длительность проекта: краткосрочный,2 месяца: сентябрь-октябрь
Участники проекта: воспитатель: Бутикова О. С., дети, родители
Актуальность:
В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экологическое образование – это развитие у детей таких качеств, как нравственность, гуманность. Все мы хотим воспитать в детях уважение к родным, к себе, к другим людям. Все это касается и к природе. И мы – взрослые должны быть примером для ребенка. Если дети наблюдают, что после отдыха в лесу остаются бутылки, пакеты, поврежденные деревья, как ребенку потом рассказать, что следует любить и охранять природу.
Публикация «Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста „Шуршащей Осени шаги!“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в е причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть е красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Общение с природой, познание е тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Проект «Шуршащей Осени шаги!» раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд. К реализации проекта были привлечены родители, которые в ходе проекта должны изготовить совместно с детьми поделки для Всероссийского конкурса «Поделкин», кормушки для муниципального этапа областной выставки - конкурса на лучшую кормушку «Птичья столовая», в рамках реализации областного экологического марафона «Давай докажем, что не зря, на нас надеется Земля!».
Проектная деятельность проходит под девизом: «Я делаю и понимаю, я творю и развиваюсь!»
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта:
1. Ввести детей в мир природы, познакомить детей с природными явлениями осени.
2. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.
3. Привлекать родителей к этому проекту.
4. Воспитывать интерес к труду в природе, желание помогать взрослым.
Оборудование:
1. Книги для детей о природе: растения, животных и т. д.
2. Оснащение группы.
3. Фотоаппарат, видеокамера
4. Компьютер.
Продукт проекта:
1. Видеоклип «Осеняя прогулка группы № 2».
2. Осенние поделки для Всероссийского конкурса «Поделкин»
3. Кормушки для муниципального конкурса «Птичья столовая»
4. Фото и видеоотчет с праздника «Золотая Осень»
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Воспитатели:
• Оповещение родителей о проекте.
• Составление плана проекта, разработка конспектов НОД.
• Подготовить книги со стихами и рассказами об осени. Подготовить материал
для продуктивной деятельности. Подготовить консультации для
родителей. Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных
произведений про осень.
Родители:
Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для участия в конкурсах различного уровня. Приготовление костюмов к празднику для детей «Золотая осень».
2 этап – основной (практический)
Познавательное развитие: Проведение бесед на темы: «Время года – осень»,
«Как изменилась одежда людей», «Какая сегодня погода», «Наши деревья», «Что
мы видели по дороге в детский сад», «Дары осени».
Изобразительно-художественная деятельность: рисование ватными палочками «Наши ягоды», аппликация «Грибочек», создание коллективной работы «Грибное лукошко».
Речевое развитие: чтение художественной литературы Я. Тайц «По грибы по
ягоды», М. Пришвин «Листопад», И. Токмакова «Осенние листья», «Репка»
«Под грибом» В. Сутеев, «Мешок яблок» В. Сутеев, разучивание стихотворений к празднику.
Музыкальное развитие: подготовка танцев и песен к празднику, слушание
аудиозаписи П. Чайковского «Времена года» «Осень», детских музыкальных
произведений.
Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры «Мы идем на
прогулку в лес», «В овощном магазине», «Одень куклу на прогулку»
Дидактические игры: «Найди такой же листик», «Какое время года», «Что
лежит в мешочке», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «С какой ветки
детки?»
Подвижные игры: «Раздувайся пузырь», «Листопад», «У медведя во бору»,
«Поедем в лес», «Птички и дождик».
Взаимодействие с родителями: консультации для родителей «Советы по
формированию экологического воспитания у детей», выпуск экологической листовки «Не сжигайте сухую траву!», участие в конкурсе осенних поделок
«Поделкин» (семья Солодовникова Матвея, участие в муниципальном конкурсе «Птичья столовая» (семья Коваленко Татьяны).
3 этап – заключительный
Создание видеоклипа «Осеняя прогулка группы № 2». Праздник для детей «Золотая осень». Фото и видеоотчет праздника.
Предполагаемые результаты:
Дети
- Мы предполагаем, что у детей будут сформированы элементарные представления об осени; будет сформировано представление о труде взрослых в разное время года; возрастет интерес к наблюдениям за явлениями природы в осеннее время года.
Родители
- Мы предполагаем, что у родителей повысится уровень экологической воспитанности; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе.
Обеспечение проекта:
1. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2009.
2. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» ТЦ» Сфера», Москва, 2007.
3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Москва ВАКО, 2007 г.
4. С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» Москва, «Новая школа», 1996.
5. Е. Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» .Рипол Классик Дом 21 век, Москва, 2007.
6. Ресурсы интернет.
Заключение:
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде и его разновидности.
В ходе проекта старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовали все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, участвовали в конкурсах различного уровня, что позволило им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. Для родителей были выпущены экологические листовки «Не сжигай сухую траву!»
А итоговый осенний праздник принёс детям много положительных эмоций!