Надежда Артамонова
Педагогический проект «Цветные недели» для детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Журавушка» Невьянского городского округа
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЦВЕТНЫЕ НЕДЕЛИ»»
Составила:
Артамонова
Надежда Степановна воспитатель, 1 кв. категория
Невьянск, 2023г
Педагогический проект
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
«Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны»
(И. Иттен)
Педагогический проект «Цветные недели» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предназначен для педагогов, родителей, специалистов дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих развитие воспитанников раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание проекта
1. Паспорт проекта.
2. Теоретическое обоснование.
3. Механизм реализации проекта.
Паспорт проекта
Наименование проекта Педагогический проект «Цветные недели»
Разработчик проекта Артамонова Надежда Степановна
Цель проекта Создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.
Задачи проекта 1. Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по данной проблеме.
2. Провести диагностику и оценить уровень сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
3. Определить наиболее эффективные методы, приёмы, средства для усвоения детьми знаний основных цветов.
4. Развивать умение различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
5. Повышать педагогическую компетентность родителей и педагогов по вопросам сенсорного развития воспитанников.
6. Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.
7. Пополнять развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Срок реализации проекта 6 недель (с 3 октября по 11 ноября 2022год).
Исполнители проекта Дети раннего возраста (2-3 года, в количестве 20 человек, родители, воспитатели группы.
Ожидаемые результаты Дети: знают и называют основные цвета – красный, жёлтый, синий, зеленый; умеют выделять предметы определенного цвета в развивающей среде группы.
Педагоги : продолжают осваивать метод проектирования, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получили психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста, научились интересно и эффективно организовывать домашние занятия с ребенком, приняли активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми.
Этапы реализации проекта 1 этап – Подготовительный:
- Изучение литературы (научно-методической, популярной).
- Проведение начальной диагностики воспитанников, автор Н. Верещагина.
- Оборудование РППС.
- Составление плана мероприятий, создание проекта.
- Введение малышей в игровую ситуацию: «Поможем кукле Лене запомнить цвета».
2 этап – Основной:
- Оформление картотеки гимнастики, подвижных, дидактических игр
- Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
- Оформление интерьера группы в цвете.
- Проведение мероприятий с детьми, направленных на умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.
- Организация и проведение итогового мероприятия «Цветная полянка».
3 этап – Заключительный:
- Презентация «Реализация проекта «Цветные недели» для родителей группы, воспитателей групп раннего возраста.
- Итоговая диагностика Верещагина Н. В.
Выводы
Содержание
Разделы Страница
Паспорт проекта
2
Введение
6
1. Подготовительный этап 9
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста 9
1.2 Использование «Цветных недель» 10
1.3 Мониторинг сенсорного развития 10
2. Основной этап 13
3. Заключительный этап 16
Список литературы 17
Введение
Актуальность
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Мир цвета детям открывается в определенной последовательности. Знакомство с цветом помогает ребёнку лучше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях.
Таким образом, возникла идея создать проект «Цветные недели», в котором используются основные цвета. Привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми. Создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений. Использовать этот проект для развития положительных эмоций и позитивного жизненного настроя у воспитанников.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является основой познавательного развития дошкольников раннего возраста.
Исходя из выше сказанного, возникает противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений.
Проблема: Как организовать деятельность дошкольников, чтобы она способствовала запоминанию и закреплению цвета в окружающем мире?
Цель проекта : Создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.
Задачи проекта :
1. Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по данной проблеме.
2. Провести диагностику и оценить уровень сенсорного развития воспитанников раннего дошкольного возраста.
3. Определить наиболее эффективные методы, приёмы, средства для усвоения детьми знаний основных цветов.
4. Развивать умение различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
5. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сенсорного развития малышей.
6. Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.
Новизна моей работы заключается в систематической и целенаправленной деятельности по развитию цветовосприятия у обучающихся раннего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое», «Художественно – эстетическое».
Формы, методы и приемы работы:
Формы:
• Непосредственно организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром, рисование, аппликация, конструирование);
• Совместная деятельность с детьми (беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, оформление альбома);
• Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, самостоятельные игры);
• Взаимодействие с семьей (рекомендации, выставка поделок).
Методы и приемы:
• Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий: картин, фотографий, иллюстраций, предметов).
Приемы: показ способов действий, показ образца.
• Словесные (беседа, рассказ, чтение).
Приемы: вопросы, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
• Практические (дидактические игры, рисование, аппликация, конструирование, развитие речи).
Вид проекта : практико-ориентированный.
Тип проекта : групповой.
Срок реализации: 6 недель (с 3 октября по 11 ноября 2022год).
Исполнители проекта : дети раннего возраста (2-3 года, в количестве 20 человек, родители, воспитатели группы.
Предполагаемый результат проекта :
Дети знают и называют основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию воспитанников раннего возраста, научились интересно и эффективно организовывать домашние занятия с ребенком. приняли активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми.
Ресурсы проекта : в группе созданы условия для реализации проекта. Оформлены: каталог педагогической, детской художественной литературы; картотеки: утренней гимнастики, дидактических игр, экспериментов.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
План проекта
1 этап – Подготовительный:
- Изучение литературы (научно-методической, популярной).
- Проведение начальной диагностики дошкольников, автор Н. Верещагина.
- Оборудование РППС.
- Составление плана мероприятий, создание проекта.
- Введение ребят в игровую ситуацию: «Поможем кукле Лене запомнить цвета».
2 этап – Основной:
- Оформление картотеки гимнастики, подвижных, дидактических игр
- Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
- Оформление интерьера группы в цвете.
Организация и проведение итогового мероприятия «Цветная полянка».
3 этап – Заключительный:
- Презентация «Реализация проекта «Цветные недели» для родителей группы, воспитателей групп раннего возраста.
Итоговая диагностика Верещагина Н. В.
Выводы
1. Подготовительный этап
1.1 Особенности сенсорного развития детей
раннего дошкольного возраста
Ранний возраст – это очень значимый период в развитии ребёнка. Отечественный учёный Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в дидактических играх, в игровых ситуациях, в действиях с предметами, в рисовании и лепке, наблюдении, в занятиях и играх со строительным материалом. Благодаря этому, у малышей закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними. Для маленького ребёнка, важное значение имеет чувственное восприятие, но в тоже время повышается роль слова при знакомстве со свойствами предметов. Несмотря на свою яркость, восприятие цвета является наиболее сложным процессом с точки зрения осуществления практических действий, которыми дети, прежде всего, овладевают. Цвет ребенком воспринимается сложнее, так как в отличие от формы и величины предмета не оказывает большого влияния на выполнение действий с ним.
Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета.
Доктор педагогических наук Е. А. Аркин предложил использовать три метода работы с цветом :
1. метод подбора;
2. метод называния;
3. метод выбора по называнию.
С первых дней жизни к ребенку поступает огромная цветовая информация, но мир цвета открывается не полностью, а в определенной последовательности:
1. Первостепенно при определении цвета большую роль играет подбор, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, малыш может увидеть их схожесть или различие. При этом он может ещё не полностью владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета желтые или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета разные или одинаковые.
2. Когда ребенок сможет определять сходство и различие цветов при их прямом контакте, то есть путем приложения или наложения, он переходит к выбору по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта.
3. Далее идет работа по закреплению названия цвета. На этом этапе дети различают цвета по слову-названию без обязательного прикладывания или сопоставления с образцом цвета, а также самостоятельно различают и называют основные цвета. При помощи слова полученный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые он использует в повседневной деятельности.
Развитие цветовосприятия детей раннего возраста направлено на то, чтобы научить: точно, полно, и расчленено воспринимать предметы по цветам; ориентироваться в основных цветах спектра; называть основные цвета, сопоставлять цвета предметов с образцом.
Одним из самых эффективных путей активизации сенсорного развития ребёнка является дидактическая игра. В игре заложены многочисленные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Воспитанник, заинтересованный игрой, не замечает того, что учится, хотя постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Игры, нацеленные на восприятие цвета, помогут научить узнавать, различать и называть цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание цвета не является врожденным качеством, поэтому только с помощью взрослых дети смогут увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
1.2. Использование «Цветных недель»
Для реализации проекта каждая неделя была объявлена определённого цвета. В рамках проекта родителям было предложено одевать малышей в соответствующие данной неделе цвета (это мог быть как полностью комплект, так и просто какой-то элемент). Каждый ребёнок мог принести с собой игрушку или любой предмет определённого цвета, раскраски, картинки.
1.3. Мониторинг сенсорного развития
Начиная работу по проекту мной была проведена начальная диагностика детей (автор Верещагина Н. В. «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Сенсорное развитие», первая младшая группа).
Диагностика проводилось на первом и третьем этапе реализации проекта.
1 неделя (03.10 – 07.10)
Фамилия, имя ребенка Основные цвета
Различает и называет красный, синий, зелёный, жёлтый цвет. Умеет сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвету. Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету.
После проведения начальной диагностики на подготовительном этапе пришла к выводу, что дети затрудняются называть цвета, а некоторые и совсем не знают.
Различают и называют основные цвета
Группировка однородных предметов
Нахождение предметов по словесному указанию взрослого
Результаты итоговой диагностики позволяют сделать вывод о том, что по итогам реализации проекта у воспитанников отмечается позитивная динамика освоения сенсорных эталонов. Дети различают и называют основные цвета, группируют однородные предметы по цвету, по словесному указанию взрослого, находят предметы по цвету.
2. Основной этап
1 неделя (03.10 – 07.10) начальная диагностика
Деятельность педагога Совместная деятельность
взрослого с детьми Деятельность родителей
2 неделя (10.10 – 14.10) Красный цвет
Оформление интерьера группы в красном цвете.
Оформление картотеки дидактических, подвижных игр, комплекса утренней гимнастики.
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
Организация и проведение итогового мероприятия.
Утренняя гимнастика с кубиками красного цвета.
Дидактические игры: «Гусеница», «Кто скорее принесёт?», «Собери красные бусы», «Мозаика», «Найди предмет красного цвета», «Цветные прищепки».
Упражнение на развитие мелкой моторики – «Скатаем красные шарики», «Достань все красные предметы».
Чтение стихотворения «Красный цвет», «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
Составление рассказа по картинке «Что есть красного цвета?», «Фрукты, овощи, ягоды красного цвета».
Рисование «Ягодки-малинки», Обрывную аппликацию «Варенье для красного гнома».
Итоговое мероприятие: «Веселые фигуры»
(аппликация из геометрических фигур «Домик для котика»); «Радужные краски» (рисование пальчиками «Домик для кошки»). Участие в оформлении интерьера группы.
Изготовление пособий, атрибутов красного цвета.
Подготовка элементов одежды для ребёнка красного цвета.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
3 неделя (17.10 – 21.10) Синий цвет
Оформление интерьера группы в красном цвете.
Оформление картотеки дидактических, подвижных игр, комплекса утренней гимнастики.
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
Организация и проведение итогового мероприятия.
Утренняя гимнастика с платочками синего цвета.
Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Найди все предметы синего цвета», «Разноцветные крышечки», «Мозаика», «Выложи картинку».
Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет - не тонет».
Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота».
Чтение «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
Итоговое мероприятие: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Грузовик»); «Радужные краски» (рисование «Нитка для легкового автомобиля»). Участие в оформлении интерьера группы.
Изготовление пособий, атрибутов синего цвета.
Подготовка элементов одежды для ребёнка синего цвета.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
4 неделя (24.10 – 28.10) Жёлтый цвет
Оформление интерьера группы в красном цвете.
Оформление картотеки дидактических, подвижных игр, комплекса утренней гимнастики.
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
Организация и проведение итогового мероприятия.
Утренняя гимнастика с лентами жёлтого цвета.
Дидактические игры: мозаика «Солнышко», «Желтые предметы», «Фрукты и овощи желтого цвета», «Весёлые крышечки», «Волшебный мешочек», «1,2,3 – желтый покажи», «Найди рыбку» (в пшене спрятаны желтые рыбки, игры с жёлтыми шарами.
Чтение стихотворений «Желтый цвет», «Стихи о желтом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
Лепка – «Солнышко».
Беседа «Кому нужен желтый цвет?».
Опыты с водой «Цветная вода».
Итоговое мероприятие:
«Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок»); «Цыплёнок и солнышко» (пластилинография).
Участие в оформлении интерьера группы.
Изготовление пособий, атрибутов жёлтого цвета.
Подготовка элементов одежды для ребёнка жёлтого цвета.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
5 неделя (31.10 – 04.11) Зелёный цвет
Оформление интерьера группы в красном цвете.
Оформление картотеки дидактических, подвижных игр, комплекса утренней гимнастики.
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
Организация и проведение итогового мероприятия.
Утренняя гимнастика с мячами зелёного цвета.
Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Найди предметы зеленого цвета», «Волшебный мешочек», «Разноцветная змейка», «Весёлые фигуры», «Зеленые бабочки и зеленые цветы», «Мозаика».
Просмотр презентации: «Что зелёное вокруг?».
Чтение стихотворений «Зеленый цвет», «Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.)
Эксперимент «Зеленая вода».
Пускание пузырей в зеленой воде.
Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота».
Итоговое мероприятие:
«Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Бусы для петушка»); «Радужные краски» (рисование пальчиком «Горошки для петушка»). Участие в оформлении интерьера группы.
Изготовление пособий, атрибутов зелёного цвета.
Подготовка элементов одежды для ребёнка зелёного цвета.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
6 неделя (07.11 – 11.11) итоговая диагностика
3. Заключительный этап
Для реализации проекта в группе были созданы все необходимые условия. По результатам диагностики отмечается положительная динамика освоения детьми знаний по сенсорному развитию. Воспитанники интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Удалось установить доверительно – деловые контракты с родителями, вовлечь их в образовательный процесс. С помощью родителей значительно пополнили РППС в группе.
Результаты проекта :
Дети знают и называют основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый.
Педагоги : продолжают осваивать метод проектирования, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, научились интересно и эффективно организовывать домашние занятия с ребенком, приняли активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми
Перспектива проекта :
• Продолжать пополнение РППС дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей.
• Продолжать работу, направленную на закрепление знаний детьми основных цветов, применение этих знаний в жизни.
• Внести корректировку в комплексно – тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» сенсорное развитие (ранний возраст) ОП ДО.
• Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
2. Верещагина Н. В. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977.
4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические рекомендации. – М. : АРКТИ, 2006.
5. Кочкина Н. А., Куликова Н. В., Потапкина Л. В. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011.
6. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986.
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика – Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
8. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
9. Савельева Н. М. Гениальные малыши. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2014.
10. Свирская З. Л. Методика планирования совместной деятельности взрослых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.
11. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СП. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.