Татьяна Пономарева
Педагогический проект «Чистота — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители: воспитатель первой квалификационной категории
Пономарева Татьяна Владимировна; воспитатель Калинина Елен Николаевна.
Участники проекта : воспитатели, дети и родители средней группы «Пчелки» медицинский персонал ДОУ.
Проект группы № 2 (средняя) «Чистота - залог здоровья»
Срок реализации проекта-3 месяца.
Публикация «Педагогический проект „Чистота — залог здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность выбранной темы проекта : по средствам постоянных наблю-дений за детьми групп было выявлено ряд фобий у средних дошкольников при по-сещении стоматологической поликлиники, демонстрация негативного отношения ребят к врачам - стоматологам, а также наличие у некоторых детей вредных привы-чек (сосание пальцев, обгрызывание ногтей, засовывание в рот посторонних пред-метов).
В связи с этими негативными явлениями в детском коллективе воспитателями был сделан вывод о необходимости разработки и реализации данного проекта, с целью просветительной работы с дошкольниками по устранению детских фобий и вредных привычек, а так же ребят содержать собственное тело в чистоте.
Цель: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста отношение к своему здоровью по средствам планомерной работы по воспитанию культуры детского поведения (предметное направление педагогической работы - гигиена тела).
Задачи
1. Воспитывать у средних дошкольников привычку следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать у детей навыки самостоятельного умывания (тщательно мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования предметом)
3. Рассказать ребятам о важности сохранения в чистоте полости рта.
4. Формировать у средних дошкольников привычку 2 раза в день (утром, пе-ред завтраком и перед обедом ночным сном, после ужина) правильно чистить зубы под наблюдением взрослых (родителей, полоскать рот кипяченой водой после каждого приёма пищи.
Формы работы по реализации проекта :
- организование ( проведение различных видов занятий: развитие речи, рисование, лепка, аппликация, физкультуре с использованием сказочного героя «Мойдо- дыр».
Цель данных занятий: воспитание культуры детского поведения
- игровые ( проведение различных видов игр: подвижные, дидактические, пальчиковые, игры - викторины на тему «Чистота - залог здоровья»).
Цель игровой формы: проявление у средних дошкольников интереса к соб-ственному телу, формирование у детей потребности содержать своё тело в чистоте.
- чтение художественной литературы (Доктор Айболит, как сохранить зубы здоровыми).
Тематика
1. «Мойдодыр - наш лучший друг».
2. «В гостях у Неболейкина».
3. Наш любимый доктор Айболит.
4. Какие разные продукты.
5. В кабинете стаматолога.
Конспект итогового открытого занятия по проблеме «Чистота - залог
здоровья» в средней группе «Мойдодыр у нас в гостях»
Программное содержание: h Продолжать воспитывать у детей предпосылки разумного отношения к своему здоровью. По средствам наглядного материала, художественного слова, беседы, показать средним дошкольникам значение необходимости чистить зубы, содержать своё тело в чистоте. Развивать у ребёнка активность на занятии, положительный эмоциональный отклик на происходящее, детские психические процессы: память, воображение. Продолжать учить средних дошкольников следить за правильностью своей речи, отвечать на вопросы распространёнными предложениями, формировать умение правильно составлять небольшие образные рассказы из личного опыта и приобретённых детских впечатлений.
Предшествующая работа: чтение и заучивание отдельных ярких отрывков из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», беседа с врачом - стоматологом, проведение практического занятия «Как правильно чистить зубы», разучивание пословиц и поговорок о здоровье и вредных привычках, пальчиковой игры «Я возьму зубную щётку»
Материалы и оборудование для занятия: плакаты из наглядного пособия «Сказочная стоматология», иллюстрации к использованным на занятии сказкам Е. Г. Киселёвой «Сказка о короле Прикусе и зубе Мудрике», «Сказка о Принцессе которая курила», костюм Мойдодыра, детские щётки в количестве на каждого ребёнка, детская жевательная резинка «Орбит», рисунки с изображением улыбки на каждого ребёнка.
Ход занятия.
I часть: Воспитатель привлекает внимание ребят при помощи загадки: «Белые братцы во рту живут, всё жуют».
Дети отгадывают что это «зубы». Воспитатель проводит небольшую беседу о зубах и о важности их чистки, используя вопросы «Для чего нужны зубы?» Сколько зубов у взрослых и у детей?»
Воспитатель, используя яркий плакат кратко рассказывает средним дошкольникам о строении зуба (на доступном детскому понимаю языке). Педагог рассказывает и показывает на плакате разные виды зубов: «резцы», «малярики», «мудрики», «клычки»; при помощи плаката воспитатель уточняет местонахождение этих зубов.
II часть: Педагог предлагает детям послушать интересную сказку «О короле Прикусе и зубе Мудрике». При рассказывании сказки воспитатель использует яркие иллюстрации.
После прочтения сказки воспитатель делает вывод, что для здоровья зубов нужны важные вещества: кальций и фтор, которые содержатся в зубной пасте и полезных продуктах.
С использованием ярких плакатов и муляжей с детьми проводится мини- беседа «Полезные и вредные продукты». В конце беседы проводится словестная игра «Раз-два-три любимый овощ/фрукт назови» - игра проводится 2 раза.
Воспитатель делает вывод о том, что полезные для зубов вещества содержатся не только в овощах и фруктах, но так же в рыбе и в молочных продуктах. Педагог' предлагает дошкольникам спеть разученную ранее песню-загадку о коровах под названием «На лугу пасутся ко.» (песня исполняется всеми детьми 1 раз)
f
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о необходимости чистки зубов, уточняет у ребят: сколько раз в день и когда нужно частить зубы» - выслушав детские ответы, педагог предлагает детям взять свои зубные щётки и поиграть в знакомую пальчиковою игру «Я возьму зубную щётку»
III часть: Перед началом пальчиковой игры раздаётся громкий стук в дверь. Воспитатель удивлённо говорит «Ребята, кто это может быть?»
Дверь открывается и входит сказочный герой Мойдодыр. Мойдодыр спрашивает у детей «Ребята, в не видели здесь грязного мальчика (цитирует отрывок из знакомой сказки)
«Он чернее трубочиста. у него на шее клякса, у него под носом вакса, у него такие руки, что сбежали даже брюки.» Воспитатель уверяет сказочного героя, что среди ребят нет грязнуль и предлагает Мойдодыру посмотреть детские чистые руки. Сказочный герой внимательно осматривает внешний вид ребят, а воспитатель говорит, что дети не только содержат в чистоте свои руки, но и зубы и предлагает поиграть вместе с ребятами в пальчиковую игру «Я возьму зубную щётку» (игра проводится два раза - во второй раз к участию в игре привлекаются зрители, присутствующие на открытом занятии.
Мойдодыр проводит с детьми мини-беседу о важности содержания в чистоте своего тела с использованием вопросов «Когда нужно мыть руки?», «Что использовать при мытье рук?» (мыло). «Что сделать после того как вымоешь руки? (сухо вытереть полотенцем)
В конце беседы Мойдодыр делает вывод, что «Чистота - залог здоровья»
Воспитатель говорит «Дорогой Мойдодыр, а наши ребята знают много пословиц и поговорок о чистоте, о здоровье и о пагубном влиянии на здоровье вредных привычек.
Педагог предлагает детям выразительно рассказать выученные ранее пословицы и поговорки: «Берегите платье с нову, а здоровье с молоду», «В здоровом теле - здоровый дух», «Здоров будешь - всё добудешь», «Здоровому - всё здорово», «Кто не курит, кто не пьёт, тот здоровье бережёт», «Курить - здоровью вредить» и др.
Мойдодыр хвалит ребят и спрашивает: «А как вредные привычки вредят здоровью? Вот я сам не пью и не курю» Воспитатель предлагает сказочному герою послушать знакомую детям сказку о принцессе, которая курила (сказку рассказывают сами дети, а воспитатель демонстрирует рассказ яркими иллюстрациями к сказке).
Мойдодыр благодарит ребят за интересную сказку.
Воспитатель говорит, что ребята выучили любимые стихи Мойдодыра и предлагает их послушать (дети выразительно читают отрывки из знакомой сказки «Мойдодыр»
- Надо, надо умываться
- По утрам и вечерам,
- А нечистым трубочистам
- Стыд и срам!
- Стыд и срам!
- Давайте мыться, плескаться,
- Купаться, играть, увлекаться
- В ушате, в корыте, в лохати,
- В реке, ручейке, океане
- И в ванне, и в бане
- Вечная слава воде!
- Да здравствует мыло душистое,
- И полотенце пушистое,
- И зубной порошок,
- И густой гребешок.
Мойдодыр говорит ребятам «спасибо» за выученные его любимые стихи. Хвалит всех детей и дарит им детскую жевательную резинку «Орбит», говорит о важности использования именно этого вида жвачки и о вреде других видов. Сказочный герой кратко подводит итог всего занятия и прощается с детьми.
Ребята дарят Мойдодыру и гостям (детям со старшей группы, педагогам, методисту) свои рисунки с изображением красивой белозубой улыбки. Воспитатель и дети благодарят гостей за внимание.
Использованная при подготовке к занятию литература и наглядный материал
1. Е. Г. Киселёва «Как сохранить зубы детей здоровыми» (занимательная профилактика кариеса) Издательство «Критов» 2008г.
2. «Азбука здоровья»
3. С. Колесникова «Пальчиковая гимнастика» «Эксмо» 2003г.
4. «Сказочная стоматология» (комплекс плакатов для обучения детей гигиене
рта)
Перспективное направление дальнейшей реализации проекта «Чистота - залог
здоровья»
1. Подготовка материала для родительского уголка на тему «Как сохранить зубы детей здоровыми».
2. Знакомство детей с ярким плакатом на тему «10 основных правил сохране-ния здоровых зубов» (постепенное заполнение детьми данных правил при помощи яркого материала).
3. Проведение открытого занятия на тему «Как правильно чистить зубы» с участием врача - стоматолога и родителей.
4. Экскурсия в детскую стоматологическую поликлинику (встреча с врачами - ортодонтами).
5. Проведение развлечения с участием родителей «Мойдодыр - наш лучший друг» с использованием сказочного героя, спорных моментов и подарков)
6. Проведение родительского собрания на тему «Растите детей здоровыми» с участием врача - стоматолога.
Используемая литература при подготовке проекта и в работе с дошкольниками
1. «Азбука здоровья».
2. Е. Г. Киселёва «Как сохранить зубы детей здоровыми» (занимательная профилактика кариеса).
3. Е. Г. Киселёва «Сказка о короле Прикусе и зубе Мудрике».
4. Е. Г. Киселёва «Сказка о Радамире и «живой» воде.
5. Е. Г. Киселёва «Сказка о Принцессе, которая курила».
6. Е. Колесникова «Пальчиковая гимнастика» «Эксмо» 2003 г.
7. «Сказочная стоматология» (комплекс плакатов для обучения детей гигиене
рта).
8. «Сказка про Деда - Кариеда, мятную девицу и волшебную щёточку».
9. «Сказка о маленьком Змее - Горыныче».