елена никитина
Педагогический проект «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Учимся дружить»
Сказкотерапия.
Развитие навыков коммуникации
у детей 6-7 лет.
МАДОУ № 57
«Дюймовочка»
Воспитатель: Никитина Е. Н.
Г. Сысерть
Тема проекта : «Учимся дружить» (развитие навыков коммуникации с детьми 6-7 лет).
Тип проекта : коррекционный.
Продолжительность: долгосрочный (в течении года).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы.
Публикация «Педагогический проект „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Цель проекта : Формирование у детей навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать и понимать себя и другого человека.
Задачи: Формирование коммуникативных действий в единстве с формированием у детей средств общения и речи: обогащением лексического запаса и совершенствованием грамматического строя речи, повышение самостоятельности, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Характеристика проекта.
Потребность в общении относится к базовым потребностям человека. Удовлетворение этой потребности- это одно из условий полноценного развития и формирования личности ребёнка. Не всегда общение и отношения детей складываются благополучно. Причиной проблем в общении часто становится недостаточное владение коммуникативными навыками специфическими личностными качествами ребёнка. Ребёнку с особенностями в развитии, свойственны: внешняя направленность агрессии, фиксация на самозащитных форм поведения, низкая самостоятельность в разрешении конфликтов. В связи с вышеуказанным проект считаю актуальным в работе с детьми 6-7 лет.
Наиболее ярко проявляется позиция ребёнка в общении при решении различных конфликтных ситуаций, именно в них с особой остротой выступают позитивные и негативные стороны личностного отношения к собеседнику. В качестве образа таких ситуаций целесообразно использовать сюжеты авторских сказок.
В работе с детьми в рамках проекта использование сказкотерапии может быть включено в занятие, решающее воспитательные задачи, либо проводятся в качестве этапа занятия по развитию речи, в форме этической беседы. Такие занятия проводятся на начальном этапе работы. На следующем этапе вводятся анализ и использование мнемотаблиц. В развёрнутом варианте используется драматизация сюжета сказки с использованием декораций и масок.
1. Основной этап.
Совместная деятельность детей и педагога. Задачи. Ожидаемый результат.
Театрализованная деятельность. Развитие коммуникативных навыков, дружеского взаимоотношения. Дети учатся взаимодействовать, договариваться.
Использование мнемотаблиц Вовлечь ребёнка в деятельность вызывающего у него эмоциональную захваченность, интерес. Развивать любознательность, внимание, память. Формирование интереса к сверстникам, умение самостоятельно находить способы разрешения конфликтных ситуаций и способность предотвращать их.
Самостоятельная деятельность детей
Придумывание окончания сказки (с положительным результатом).
«Раскрась свои чувства»
(Раскрашивание иллюстраций к сказке).
(Интерпретация цвета по Т. Д. Зинкевичу)
-Жёлтый обозначает радость,
-оранжевый- счастье,
-зелёный- удовольствие,
-голубой- грусть,
-ярко красный- гнев и раздражение,
-коричневый- чувство вины,
-чёрный- страх.
Приём завершения сказки – эффективный способ стимулировать детей к заключениям о самих себе, побуждающий их вступать в контакт со своими желаниями, потребностями, мыслями и чувствами. Продолжение сказки,придуманное ребёнком обладает громадным проективным потенциалом. Очень эффективно использовать сказку когда ситуация героя в ней напоминает ситуацию ребёнка.
В ходе индивидуальных коррекционных развивающих занятий анализ цвета даёт важную информацию об истинном отношении ребёнка к ситуации.
3. Заключительный этап.
На заключительном этапе проекта дети «проиграли» с помощью сказки большое разнообразие моделей поведения и взаимодействие детей с окружающими стало более гибким. Дети стали более чутко относиться к товарищам и учитывать их эмоциональное состояние. Научились выражать свои чувства и ощущения с помощью речи. Научились разрешать некоторые конфликтные ситуации самостоятельно. Стали чаще проявлять друг к другу дружеские чувства (поддержка, взаимопомощь)
Анализируя работу в рамках проекта, я сделала вывод, что данный проект актуален в работе с детьми 6-7 лет.
Литература:
1. Аджи А. В., Кудинова Н. П. «Детские праздники» Воронеж 2014.
2. Бойков Д. И. Бойкова С. В Учимся дружить. (развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет). Санкт-Петербург 2014.
3. Куликовская Т. А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство- Пресс 2001.
4. Поляк Л. Театр сказок СПб. : Детство-Пресс 2001.
5. Касаткина Ю. В. Клюев Н. В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельность. Ярославль. Академия развития 1996.
6. Оклендер В. «Окно в мир ребёнка» М. :1997.
7. Фогель К. Как научить детей сотрудничать 1998.
8. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду М. Мозаика- синтез 2008.