Татьяна Загжевская
«Мастер сладостей — кондитер». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Мастер сладостей - кондитер».
Цель: Формирование представления о профессии повара-кондитера
Образовательные задачи:
Познакомить с профессией повара – кондитера, ввести в активный словарь детей новые слова.
Развить кругозор и интерес к содержанию и значению трудовой деятельности взрослых.
Способствовать воспитанию трудолюбия, доброжелательности и гостеприимства. Формировать уважительное отношение к обычаям русского народа.
Содействовать развитию ранней профориентации дошкольников.
Словарная работа: повар – кулинар, кондитерские изделия, пирожное, рецепт, скалка, разделочная доска, противень, тёрка, посыпка, кондитерский нож, дуршлаг.
Материалы: дидактические картинки с изображением профессий, кондитерских изделий, фотографии художественных работ кондитера, видеопроектор,
предметы – помощники различных профессий (игрушечные инструменты: пила, молоток, кондитерский шприц, скалка, разделочная доска, тёрка и т. д.);
Наборы продуктов для приготовления пирожных (бисквитный корж, повидло, джем, варёное сгущённое молоко, кондитерская посыпка, сливки в балончиках
1. Организационный момент
К нам гости пришли
И улыбки принесли
К ним мы повернёмся
Дружно улыбнёмся.
Здравствуйте.
2 .Постановка цели
Ребята, а когда приходят гости, что делают хозяева? (ответы детей)
- У русского народа есть пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- Что означает эта пословица? (гостеприимство)
«Умел в гости звать, умей и встречать»
Правильно, это значит, что в доме должно быть, не только красиво, всё убрано, но и должно быть угощение. А ещё есть поговорка «За пустой стол гостей не сажают».
- А наш стол пока пустой, что же нам надо сделать? (ответы детей)
Чем можно угостить?
Какие угощения к чаю вы любите? (ответы детей с опорой на картинки кондитерских изделий)
Кондитерские изделия бывают самыми разными: от маленьких конфет до огромных тортов. Печенье, мармелад, вафли, конфеты, шоколад, сладкие пирожки, пирожные - все это кондитерские изделия.
3. Знакомство с профессией кондитера
А где взять угощение? (приготовить самим, купить в магазине)
Откуда они берутся в магазине? Кто их приготовил?
«Пеку я всевозможные:
Торты и пирожные.
Их надо печь искусно,
Чтоб было очень вкусно.
Дайте мне друзья продукты:
Молоко, сахар и фрукты.
Без особого труда
Ждёт вас вкусная еда.»
Кондитер - это профессиональный повар, создающий разные вкусные изделия, десерты и другую запеченную еду. Кондитеры делают нашу жизнь радостнее, веселее. Учёные доказали, что сладкое поднимает настроение.
Кондитерское ремесло появилось очень давно Возможно, первыми кондитерами были индейцы, открывшие удивительные свойства шоколада или жители древней Индии, изготавливающие из сока тростника сахар, и готовившие из него сладкие палочки. Известно, что во время археологических раскопок в Египте найдены «конфеты», изготовленные вручную из фиников. На Руси тоже были сладости, которые готовились из мёда, ягод и фруктов. Всеми известная пастила, которую до сих пор готовят.
(рассматривание иллюстраций)
Слово «кондитер» с итальянского «кондиере» обозначает «варить в сахаре»
Где же может работать кондитер? (В кафе, ресторане, кондитерской фабрике, на дому) Предлагаю посмотреть, как идёт работа на кондитерской фабрике.
Видео «Кондитерская фабрика»
Одним из самых красивых изделий является торт. Посмотрите (на картинку, кондитер творит как художник и скульптор.
4. Игра «Кондитер»
Представим, что мы тоже кондитеры.
Тесто ручками помнем, -.
Сладкий торт мы испечем, -
Серединку смажем джемом,.
А верхушку, сладким кремом,
И кокосовою крошкой -
Мы посыплем торт немножко.
А потом заварим чай, -.
В гости друга приглашай! -
5. Д/ и «Кому, что нужно для работы»
Кондитер мастер своего дела. Но без помощников ему не справиться. У меня на столе лежат различные предметы, Ребята, а как же мне разобраться, что нужно для работы повару, а что кондитеру? Что – то я совсем запуталась. Что совпало, в чем различия?
(Выбирают посуду, которую использует повар и которую использует кондитер (по подгруппам)
6. Д/и «Что для чего»
Многие предметы вам знакомы. Давайте с вами поиграем. Вы выбираете предмет, четко называете его и говорите, для чего он нужен.
• скалка - раскатывать тесто;
• венчик - замешивать тесто; сито - просеивать муку;
• мерный стаканчик - узнавать сколько надо продуктов; весы – взвешивать продукты;
• формочки – вырезать из теста различные фигурки;
• кисточка - смазывать противень маслом, чтобы не пригорало;
• лопатка – переворачивать изделия;
• кондитерский мешок с насадками – украшать; кондитерский шприц- тоже украшать пирожные, торты, пряники.
Что ещё нужно?
Спецодежда.
Что надевает на себя кондитер перед работой? Зачем кондитеру халат и колпак на голове? (Колпак нужен, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку. Фартук или халат нужен, чтобы защитить одежду, ведь на нее может попасть что-то и испортить. Еще фартук или халат нужны, чтобы грязь, пыль, нитки с одежды не попала в еду).
Почему халат у повара и кондитера всегда светлый и никогда не бывает темным? (Халат должен быть чистым, чтобы грязь не попала в еду. На темном халате грязь не видна. Поэтому всегда у повара и кондитера белоснежная одежда)
7. Д/ и «Подбери продукты для торта»
Интересно, а какие продукты нужны, чтобы приготовить торты и пирожные? (Ответы детей)
Украшают пирожные кремом, взбитыми сливками, вареной сгущенкой, глазурью, ягодами, орехами, сахарной пудрой, шоколадом, различными кондитерскими фигурными посыпками.)
Чтобы тор получился вкусным, очень важно, чтобы продукты были свежими.
И сейчас я научу вас, как проверять свежесть яиц.
Экспериментальная деятельность с яйцами
Опыт 1. Прежде всего, нам необходимо узнать, можно ли использовать в еду яйцо.
Чистые ли они? Нет ли на них трещин? Это очень важно знать. Нельзя использовать треснутые и надколотые яйца, т. к. они могут быть несвежие и испорченные.
(Внимательно рассматривают яички при помощи лупы. Отвечают на вопрос)
Опыт 2. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
А сейчас мы превратимся в фокусников. Яйцо может стать волшебным. Для этого, достанем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности.
Опыт 3.
Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Хотя, я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке. (дети тоже пробуют отделить желток с помощью пластиковой бутылки)
Вот сколько нового и интересного мы узнали об обычном яйце.
Какой десерт можно приготовить из яиц?
Продуктивная деятельность.
Но наша проблема осталась, нам нужно приготовить угощение.
Ребята, а вы бы хотели побыть кондитерами?
-Тогда я приглашаю вас в нашу кондитерскую мастерскую.
-Одеваем спецодежду (фартук и шапочку). Занимаем рабочие места.
- Сегодня мы будем готовить пирожные.
В их приготовлении нам поможет рецепт. В нём указано какие необходимы продукты. (рассматривание рецепта с картинками продуктов)
Бисквитные коржи у нас уже готовы, осталось собрать и украсить. Что нам для этого нужно?
- 1слой сгущённое молоко, 2слой джем, затем обмазываем сливочным кремом и украшаем кому чем нравится, орехами, шоколадом, кокосовой стружкой, мармеладом.
-Необходимо придумать название для своих пирожных.
Итог.
Кому понравилось быть кондитерами? Как вы считаете, чем сложна профессия кондитера? Какими качествами должен обладать кондитер? Что нового вы сегодня узнали?
Нравиться вам наше угощение? «Хорошая работа мастера хвалит»
Надеюсь и нашим гостям понравится.
Приглашаем наших гостей к чаепитию.
(Дети приглашают гостей к столу, используя русские пословицы.)
• Самовар уже кипит - уходить не велит.
• Мы за чаем не скучаем.
• Чай пьёшь до ста лет проживёшь.
• Пей чай - удовольствие получай.
• Выпьешь чайку - прогонишь тоску.