Елена Гаспарян
Педагогический проект по обучению ПДД детей среднего дошкольного возраста «Город юных пешеходов»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по обучению правилам дорожного движения детей среднего дошкольного возраста «Город юных пешеходов»
1. Паспорт проекта
Название проекта Педагогический проект по изучению правил дорожного движения в средней группе
Заказчик проекта МКДОУ детский сад № 17, городской округ Ревда
Разработчики проекта Кузнецова Галина Юрьевна
Публикация «Педагогический проект по обучению ПДД детей среднего дошкольного возраста „Город юных пешеходов“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Нормативные основания реализации проекта Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
План мероприятий по ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма в МКДОУ детский сад №17 городского округа Ревда на 2017-2018 учебный год.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников 4-5 года жизни с правилами дорожного движения, на учебный год.
Основные идеи проекта Достижение положительных результатов формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, а именно у детей 4-5 лет на дорогах, включая в совместную деятельность мероприятия по изучению и соблюдению правил дорожного движения, используя деятельностный подход, на примере обыгрывания возможных «ситуаций-ловушек» на дорогах.
Цель проекта Формирование безопасного поведения на дороге у детей 4-5 года жизни с целью сохранения жизни и здоровья.
Задачи проекта Задачи :
Образовательные:
- расширить представления детей о правилах дорожного движения, строения улиц, дорожных знаков;
- уточнить знания о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать;
- продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
Развивающие:
- развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
- обогащать словарный запас детей;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
- прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части;
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Объект и предмет педагогической деятельности Объект исследования – правила дорожного движения.
Предмет исследования – процесс формирования безопасности
Актуальность реализации проекта
Данная тема актуальна и имеет особое значение в образовательном процессе для детей дошкольного возраста на сегодняшний день. После проведения исследования знаний и умений детей по теме была выявлена проблема: незнание и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов. Дети, ввиду возрастных особенностей, очень импульсивны, рассеяны, не могут здраво оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Именно сами дети чаще становятся причиной ДТП на дороге.
Родители и ДОУ должны предоставить возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать. С каждым годом интенсивность транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Педагогами детского сада ведется в этом направлении большая работа.
В связи с наблюдением в городской повседневной жизни частое невыполнение элементарных правил дорожного движения даже среди пешеходов было принято решение провести работу с детьми средней группы по формированию знаний этих элементарных правил дорожного движения, а также привлечь к этому их родителей. Так возникла тема проекта «Город юных пешеходов».
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Таким образом, данная задача всем своим объемом ложится на плечи дошкольного образовательного учреждения и не только для обучения детей, а и для проведения работы с родителями по данной теме. Именно они – родители являются главным примером в жизни ребенка и важным источником информации, и от них зависит выработка ответственного отношения к правилам дорожного движения у ребенка. А детский сад здесь оказывает практическую помощь, консультирует родителей об информации, которую ребенок в данном возрасте может и просто обязан усвоить, выработать определенный тип поведения в качестве пешехода, пассажира и просто участника жизни улицы.
В данном проекте представлены методы и приемы совместной деятельности, используемые в разных видах детской деятельности, с использованием «ситуаций-ловушек». Для того, чтобы дети ориентировались в данных ситуациях, и главное, принимали правильное решение, выполняли правильные действия.
Для наглядности предложена идея принять на себя роль пешехода, и пойти на познавательную прогулку по городу, в котором они живут. Для осуществления данной идеи необходимо подготовить детей, а именно обучить правилам дорожного движения и закрепить знания по данной теме.
2. Основное содержание проекта
Проект составлен на учебный год. Тематика представлена –еженедельно. Каждой неделе посвящается определенная тема, таким образом, что последующие тема и материал опираются на предыдущие и требуют от детей применение изученного материала в своей последующей деятельности.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный
- обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- создание необходимых условий реализации проекта.
- перспективное планирование проекта.
- разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Были подготовлены некоторые пособия своими руками для исследования знаний и умений детей на начало проекта, а также на осуществление уже образовательной деятельности в ходе проекта. И пособиями пополнялась развивающая среда группы на протяжении всего проекта, а это: создание уголков по правилам дорожного движения для детей и для родителей, что является обязательным в педагогическом процессе.
II этап – основной
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о правилах дорожного движения и поведении пешеходов на улицах города.
Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, целевые прогулки с детьми. Для закрепления практических знаний по правилам дорожного движения предложена целевая прогулка с детьми к проезжей части.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов улицы, грамот, медалей детям и благодарностей активным родителям. Индивидуальные беседы с родителями.
III этап – заключительный
- организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми. Проведение досуга. Исследование знаний, умений, навыков детей на заключительном этапе проекта.
- оформление результатов проекта в виде презентации.
В конце проекта проводится итоговое мероприятие – досуг «Город юных пешеходов», где дети не просто побывают на празднике, а покажут комплексные знания и умения, полученные и усвоенные за время образовательной деятельности в ходе проекта : чтение стихов, рассказ о пешеходном переходе «Зебра», подвижные дидактические игры по теме, разгадывание загадок.
Домашние задания родителям:
- рекомендации на совместные прогулки;
- развивать словарный запас ребенка;
- заучивание стихотворений;
- отгадывание загадок;
- иллюстрации в книгах и журналах, газетах.
План-график реализации проекта
Содержание деятельности Сроки Участники
Подготовительный этап
- Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
- Определить продукт проекта :
а) создание макета города;
б) знание правил дорожного движения;
в) проведение игрового тренинга по теме проекта.
обсуждение проблемы, принятие задач.
- Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- Подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- Составить перспективный план работы по проекту;
- Изучить методическую литературу: Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В. А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Рубляк В. Э. «Правила дорожного движения»; Смушкевич Е. С., Якупов А. Я. «мы по улице идем»; Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие;
- Провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- Пополнить предметно-развивающую среду;
- Провести с родителями анкетирование. Сентябрь-октябрь Воспитатель, дети
Основной этап
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
Игровая деятельность. Игра. «Собери правильно светофор». Задачи: Правильно расставить (по порядку) все цвета светофора.
Настольные игры. «Домино»- Дорожные знаки.
Игра: «Найди дорожный знак»
Игра словесная «Это я так поступаю, правила не нарушаю!»
4. Чтение художественной литературы:
Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д.
«Перекресток» и другие.
5. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.
8. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
9. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
10. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
11. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
12. Отгадывание загадок.
13. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
14. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
15. Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.
16. Проведение с родителями:
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».
- практикума «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
- организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
- конкурса: «Машины специального назначения», «Ребенок на улице города».
17. Проведение акции «Дети – водителям» - распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
Заключительный этап
18. Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
19. Итоговое мероприятие – досуг «Город юных пешеходов», чтение стихов, рассказ о пешеходном переходе «Зебра», подвижные дидактические игры по теме, разгадывание загадок.
20. Исследование ЗУН детей.
Перспективы дальнейшего развития
По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
По результатам анкетирования родителей сделана выводы: правила дорожного движения стараются соблюдать все (согласно анкетам, но пока не уделяют должного внимания на привитие этих навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! В результате обработки данных выяснилось, что на знание домашнего адреса ребенком не обращаем внимания, хотя уже и пора, к тому же это затрагивает и тему социальной безопасности. Правила дорожного движения стараются соблюдать все, но пока не уделяют должного внимания на прививание навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! А зачастую перекладывают данную функцию на дошкольное образовательное учреждение.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
На мой взгляд, работа по проекту удалась, так как, у детей повысился уровень знаний и умения, о чем можно утверждать по результатам исследования знаний и умений детей в конце проекта. Активированы в совместной работе родители, так как прошла выставка-конкурс их совместных поделок художественного творчества. Эмоции и отзывы родителей, в которых звучали такие фразы, как:
- «Вы, наверное, тему светофор изучаете. Проходя мимо, каждого светофора ребенок рассказывает, на какой свет, что делать»
- «Какие вы смелые, даже к дороге ходили, а как же группу детей можно так далеко вести и в опасное место»
- «Вчера ребенок водил меня вокруг дома и искали какую-то табличку, когда нашли я поняла – это домашний адрес» и очень много подобных высказываний.
Тем самым, у детей видно желание действовать по правилам и, главное, не испортить это заложенное желание в этом возрасте, в результате чего мы сохраним здоровье и жизнь нашим детям.