Екатерина Уткина
Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, родители!
Как научить детей безопасному поведению на улице?
Одними предостережениями типа: «Будь осторожен» делу существенно не по-можешь. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное дей-ствие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.
Публикация «Консультация для родителей „Как выработать навыки безопасного поведения на улице“» размещена в разделах
Навык наблюдения. Ребенок должен, научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы опасные или скрывающие опасность. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внима-ние, как сигналы опасности. Таким фактором может быть автобус, остановивший-ся на противоположной стороне улицы. Спеша к нему, люди нередко попадают под колеса проходящих машин. Причина в том, что их внимание в этот момент переключено только на свой автобус.
Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице воспитывается на личном примере родителей. Этот навык очень важен для ребенка, поэтому взрос-лый, идя по улице с сыном или дочерью, не должен поддаваться волнению или спешке, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.
Навык переключения на улицу. Бордюрный камень тротуара-граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. И здесь пример родителей имеет решающее значение.
Навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок дол-жен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки под руководством родителей.
Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком?
• Если ребенок на руках, то будьте осторожны: он закрывает вам обзор ули-цы.
• На дороге или рядом с ней нельзя везти ребенка на саночках. Такой «транс-порт», как известно, легко опрокидывается.
• При поездке в такси необходимо, чтобы пассажиры с детьми сидели на
• заднем сиденье. Учитывайте также возможность резкого торможения и
берегите ребенка от ушиба. При высадке первыми обязательно
должны выйти взрослые и принять детей.
• На автобусной остановке до полного прекращения движения автобуса
к нему подходить не следует-ребенок (как и взрослый) может оступиться
и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров.
• Зона остановки-опасное для ребенка место. Дело в том, что стоящий
автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, как водителям проходящих
машин, так и пешеходам. К тому же здесь пешеходы часто спешат и
ребенка могут столкнуть на проезжую часть.
• Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому при поездке в общественном транспорте необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок занимал устойчивое по-ложение. Особенно осторожным нужно быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.
• Первыми из пассажирского транспорта всегда выходят взрослые и при-нимают ребенка. Если пустить детей вперед, то они могут вырваться из рук и выбежать на дорогу, а маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным для взрослого, может упасть.
• Идя по улице за руку с ребенком, не забывайте, что ребенок может попы-таться вырваться. Это типичная причина детского дорожного травматиз-ма.
• Наблюдайте с ребенком за проезжей частью дороги. используйте каждый случай пребывания с ребенком на улице, чтобы научить его видеть, уга-дывать типичные дорожные «ловушки». При переходе улицы пусть он тоже наблюдает, а не просто доверяет вам. Иначе малыш привыкнет хо-дить через улицу не глядя. не разрешайте ребенку бежать впереди вас в конце перехода. Это закрепляет все ту же привычку двигаться по улице, не наблюдая за дорожной обстановкой.
• Если ваш ребенок носит очки, он хорошо видит только перед собой, а на улице важную роль играет так называемое боковое зрение. Поскольку оно остается ослабленным, надо с особым старанием учить ребенка пра-вильно оценивать скорость приближающегося транспорта, узнать типич-ные ситуации закрытого обзора, отвлечения внимания.
• Идя по улице с ребенком, не допускайте спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода, движений на красный сигнал светофора.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их со-блюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориенти-ровки в пространстве и предполагает формирование таких качеств лично-сти, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведе-ния на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблю-дения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Правила безопасного поведения на улице.
На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого со-ответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транс-порт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатле-ния, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михал-кова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасно-сти» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рас-смотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый»,
«Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы,
светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры
по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице.
ПОМНИТЕ! Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!