Наталья Денисова
Педагогический познавательно-творческий проект в старшей группе «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
по методу – познавательно-творческий;
по содержанию – «Ребенок и природа»;
по количеству участников – коллективный, групповой, дети 5-6 лет;
по характеру контактов – открытый, за пределами ДОУ;
по продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, муз. руководитель Ступина Вилена Генриховна, родители.
Актуальность проекта: Тема ознакомления дошкольников с зимующими птицами, очень актуальна в настоящее время. Дети, живущие в городе, очень далеки от природы. Живут рядом и не замечают: как вышагивает ворона, чирикают воробьи, клюют семена сорных растений голуби. Не только дети, но и многие взрослые не могут отличить щегла от чижа.
Публикация «Педагогический познавательно-творческий проект в старшей группе „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Казалось бы, привычные: вороны, галки, голуби не могут удивить детей ничем необычным, но в том — то и состоит экологическая задача: найти в обыкновенных вещах что-либо интересное и занимательное. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц. Нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Проблемные вопросы:
Какие птицы остаются зимовать?
Каким образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?
Методы проекта:
Практические:
Создание развивающей среды, наблюдение, оформление уголка для познавательного развития детей. Творческая деятельность родителей с детьми (изготовление кормушек, выставки детских работ, продуктивная деятельность педагога с детьми, консультации для родителей.
Словесные:
Беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, заучивание: стихотворений, дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные:
Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных фильмов.
Принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Принцип наглядности – широкое представление соответствующее изучаемому материалу наглядности.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает планирования изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы воспитанники усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для воспитанников. Этот принцип формирует желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Для детей:
Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
Для педагогов:
Создать необходимые условия для знакомства детей с зимующими птицами, посредством обогащения развивающей среды.
Активизировать совместную деятельность с родителями.
Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
Для родителей:
Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Привлечь родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Повысить уровень экологической воспитанности родителей воспитанников
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
получение знаний о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
развился познавательный интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы, желанию познавать новое.
Для педагога:
Ведение активной работы по экологическому воспитанию детей.
Использование различных форм работы, интеграции образовательных областей.
Распространение и обобщение опыта.
Для родителей:
повышение компетентности по данной теме;
избрание нужных ориентиров в воспитании;
укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Содержание проекта по этапам.
1 этап. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.
Цель: вызвать у детей интерес к теме проекта.
В один из поздних осенних дней мы с детьми наблюдали на прогулке за птицами. Я обратила внимание детей на то, что птиц на участке очень мало и спросила почему. Во время беседы мы с детьми выяснили, что многие птицы осенью улетают от нас в тёплые края. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. И тогда ребята стали задавать вопросы: «Какие птицы остаются у нас зимовать и почему?» «Почему другие птицы улетают в тёплые края», «Что делают птицы зимой?» «Чем питаются птицы, холодно ли им? Почему?». Поиск ответов на эти и другие вопросы стал началом нашей познавательной и творческой деятельности.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем?
-Зимующие птицы не улетают в тёплые края (Максим Щ.)
- Зимующих птиц надо подкармливать в зимнее время (Алиса Ф.).
- Птицы питаются хлебными крошками, семечками (Елисей Г).
- Им делают кормушки (Ульяна Г.)
Что мы хотим узнать?
- Почему они не улетают? (Софья М.)
- Как птицы живут зимой? (Кирилл К.)
- Какие птицы будут прилетать на кормушки? (Соня С.)
- Чем можно кормить птиц? (Аня П.)
Где можем узнать?
- Спросим у взрослых (Матвей Ю.)
- Посмотреть в интернете. (Максим Щ.)
- Понаблюдать за птицами на улице. (Соня С.)
- По телевизору посмотрим (Елисей Г.)
- Прочитаем в книгах. (Даша Д.)
2 этап. Разработка проекта, планирование деятельности
Цель: исследование условий для реализации проекта в детском саду, разработка проекта.
Планирование работы:
Доведение до всех участников важности этого проекта.
Пополнение своих знаний по данной теме на сайтах в сети Интернет.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме,
Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
Изготовление дидактических игр: «Птичья столовая», лото «Такие разные птицы», «Кормушка для птиц», Лото «Птицы» («Чья голова? Чей хвост?»)
Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.
3 этап. Выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Взаимодействие детей и взрослых в различных видах деятельности
по реализации проекта
Коммуникативная деятельность
Беседы «Что ты знаешь о птицах?», «Какие птицы с нами зимуют?»
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц.
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Игровая деятельность
Дидактическая игра лото «Такие разные птицы»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Лабиринты: «Найди, по какой дорожке, что найдет синичка», «Посади воробья на ветку».
Дидактическая игра Лото «Птицы» («Чья голова? Чей хвост?»)
Математическая игра «Птичья столовая»
Математические пазлы «Зимующие птицы»
Познавательно-исследовательская деятельность
Рассказ воспитателя на тему: «Зимующие птицы нашего края» с использованием презентации.
Просмотр познавательного фильма «Детям о зимующих птицах»
Просмотр анимационного фильма «Серая шейка» по мотивам сказки Д. Мамина-Сибиряка.
Целевая прогулка по участку д/с
Наблюдение за поведением птиц на кормушке.
Дидактическая игра «Кормушка для птиц»
Экскурсия в парк «Покормите голубей» (домашнее задание)
Восприятие художественной литературы Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Холодно в лесу, голодно»,
Г. Скребицкий «Появились синички», А. Яшин «Покормите птиц зимой!»,
Л. Воронкова «Птичьи
Слушание аудиосказки Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Разучивание и чтение стихов для утренника «Птицы – наши друзья»
Двигательная деятельность
Пальчиковая игра «Я зимой кормлю всех птиц»
Подвижная игра «Деревья и птицы»
Продуктивная деятельность
Аппликация «Синичка»
Рисование «Ворона»
Ручной труд «Птичка из цветной бумаги»
Музыкальная деятельность Разучивание и исполнение песни
«Мои птицы» (Музыка и слова Е. Шалимовой)
Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
Танец «Мы дети природы»
Взаимодействие с семьей
1. Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
2. Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
3. Домашнее задание: экскурсия в парк «Покормите голубей»
4. Изготовление кормушек и участие в выставке «Птичья столовая».
4 этап. Подведение итогов, презентация проекта, оформление портфолио проекта, продукт проекта.
Цель: Обобщение знаний детей о зимующих птицах, развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
Итоговое мероприятие-праздник «Птицы – наши друзья»
Выставка «Птичья столовая».
Итоги проекта:
Данный проект соответствовал возрасту и уровню знаний детей старшей группы. В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, развился интерес и любовь к родному краю, усовершенствовались умения отражать это в продуктивной деятельности. Дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях. У большинства детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
Улучшилась предметно-развивающая среда в группе. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.
Благодаря, проделанной работе, дети могут осознанно отвечать на вопросы, которые интересовали их до начала работы над проектом.
Модель «Три вопроса»
Что Вы узнали нового?
Научились отличать перелётных птиц от зимующих.
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму
Какие корма предпочитают птицы.
Что Вам было интересно?
Наблюдение за поведением птиц на кормушке.
Кормить голубей в парке.
Насыпать корм в кормушки.
Что вам понравилось?
Мастерить с папой кормушку для птиц.
Праздник «Птицы – наши друзья»
Мультфильм «Серая Шейка»