Наталья Денисова
Педагогический познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Королева овощей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Королева овощей»
Тип проекта:
по методу– познавательно-творческий;
по содержанию – «Ребенок и природа»;
по количеству участников – коллективный, групповой, дети 6-7 лет;
по характеру контактов – открытый, за пределами ДОУ;
по продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, муз. руководитель Ступина Вилена Генриховна, родители.
Публикация «Педагогический познавательно-творческий проект в подготовительной группе „Королева овощей“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Актуальность проекта: Капуста на нашем столе считается самым простым и привычным овощем. Из нее можно готовить абсолютно все – салаты, супы, вторые блюда, выпечку, она растет в любом огороде и проста в выращивании. Капуста кладезь не только витаминов, но и других биоактивных веществ, важных как для поддержания здоровья человека, так и служащих профилактикой многих болезней. Капуста незаменимый продукт в детском питании, она не вызывает аллергию и хорошо усваивается. Такими свойствами не обладает ни один другой овощ
Но как выяснилось, что не все ребята ее любят употреблять в пищу. Поэтому взрослые должны помочь детям узнать о капусте как можно больше. Откуда появилась капуста, какие виды капусты существуют, их внешний вид, особенности; какими свойствами обладает капуста и какие блюда из нее можно приготовить.
Проблема в том, что дошкольники очень разборчивы в еде, поэтому многие вкусные и полезные
продукты отказываются есть. В этот список «нелюбимых продуктов» входит и капуста.
Мы попытались помочь детям полюбить этот замечательный продукт питания.
Проблемные вопросы:
Почему капусту надо есть, в чём ее польза?
Откуда появилась капуста?
Методы проекта:
Практические:
Создание развивающей среды, наблюдение, оформление уголка для познавательного развития детей. Выставки детских работ, продуктивная деятельность педагога с детьми, консультации для родителей.
Словесные:
Беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, заучивание: стихотворений, дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные:
Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных фильмов.
Принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Принцип наглядности – широкое представление соответствующее изучаемому материалу наглядности.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает планирования изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы воспитанники усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для воспитанников. Этот принцип формирует желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Цель: обогащение знаний детей о капусте, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи:
Для детей:
Обобщить и расширить знания детей о капусте: истории происхождения капусты разнообразии её видов.
Дать представление о полезных для организма свойств капусты, значении капусты для детского организма, выявить её роль в жизни человека
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Для педагогов:
Создать необходимые условия для знакомства детей с капустой, посредством обогащения развивающей среды.
Активизировать совместную деятельность с родителями.
Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
Для родителей:
Помочь осознать важность и необходимость употребления детьми в пищу капусты для здорового развития организма.
Повысить уровень вовлеч нности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
получение знаний о капусте, о значении её для здоровья человека.
развился познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое.
Для педагога:
повышение профессионализма;
внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
самореализация.
Для родителей:
повышение компетентности по данной теме;
избрание нужных ориентиров в воспитании;
укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Содержание проекта по этапам.
1 этап. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
Цель: вызвать у детей интерес к теме проекта.
Во время занятия по окружающему миру мы с детьми разговаривали об овощах. Во время беседы мы выяснили, что во всех овощах очень много витаминов. Я сообщила детям, что, конечно же, все овощи полезны, но особым почётом пользовалась на Руси капуста. Её называли «Первой барыней в огороде». А детям нужно регулярно употреблять капусту в любом её виде и состоянии, что поможет им оздоровить их ослабленный организм, избежать многих заболеваний. Многие ребята с сомнением отнеслись к этой информации. «Я не люблю капусту», «Она не вкусная», «И зачем вообще ее дают на обед в детском саду?» стали выкрикивать дети.
Тогда я предложила поговорить о капусте и ее полезных свойствах, используя модель трех вопросов. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать? И где можно найти ответы на интересующие нас вопросы. И чтобы расширить познания дошкольников о капусте и, ответить на вопросы детей, было решено создать проектную деятельность, направленную на формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей. Так появился проект «Королева овощей».
Модель трех вопросов.
Что мы знаем?
- Капуста это овощ.
- Капуста растёт в огороде.
- Из капусты готовят салат и борщ.
Что мы хотим узнать?
- Какая бывает капуста
- Какие еще блюда из капусты можно приготовить?
- Чем полезна капуста?
- Откуда капуста родом?
Где можем узнать?
- Спросить у взрослых
- Прочитать в книге, энциклопедиях.
- Найти информацию в интернете.
- Посмотреть передачу по телевизору.
2 этап. Разработка проекта.
Цель: исследование условий для реализации проекта в детском саду, разработка проекта.
Планирование работы:
Создание плана проекта, разработка конспектов занятий, бесед, опытов;
Пополнение своих знаний по данной теме на сайтах в сети Интернет.
Подбор видеоматериалов (документальных и мультипликационных фильмов).
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме.
Изготовление дидактических игр: лото «Угадай овощ», «Собери картинку», круг Луллия «Овощи - разрез – семена».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Овощной магазин»
Размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту в чате группы.
3 этап. Выполнение проекта.
Цель: Обобщить и расширить знания детей о капусте: истории происхождения, разнообразии её видов.
Паутинка проекта «Королева овощей»
Коммуникативная деятельность
Беседа «История капусты»- дать детям знания о том, где впервые вырастили капусту, объяснить, почему назвали «капуста». Вовлечь детей в общую беседу, развивать коммуникативные навыки.
Словесная игра «Назови блюдо из капусты»- Формирование представлений у детей о разнообразии блюд из капусты.
Инсценировка «Как зайцы капусту в гости пригласили» - способствовать развитию диалогической речи, развитию артистических способностей через театрализованную деятельность.
Игровая деятельность
Круг Луллия «Овощи - разрез – семена».- закреплять умение соотносить овощ, разрез овоща и семена овоща. Развивать логическое мышление.
Дидактическая игра «Собери картинку» - развивать внимание, память; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.
Лото «Угадай овощ»- развивать наглядно-образное мышление, внимание, активный словарь.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»- Закреплять умение примерять на себя разные роли и действовать в соответствии с ними. Развитие коммуникативных умений.
Дидактическая игра «Угадай-ка». - закрепить представление об овощах, развивать логическое мышление.
Познавательно-исследовательская деятельность
Рассказ воспитателя на тему: «Вся капуста хороша» с использованием презентации. Закрепить знание детей о разновидностях капусты, о её свойствах, уточнить форму, цвет, размер, вкус, сочность, запах.
Просмотр анимационного фильма «Капуста» «Овощная вечеринка»- формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Экскурсия на кухню. Рассказ повара о процессе приготовления овощного рагу. О капусте как о продукте необходимом для здорового питания детей.
- Закреплять знания детей о кухне, о работе повара. Познакомить детей с техникой обработки овощей перед приготовлением их в пищу.
Готовим блюда из капусты вместе с мамой (домашнее задание) - Развивать познавательный интерес к кулинарии; творчество и фантазию в процессе приготовления разных блюд и выпечки из капусты.
Восприятие художественной литературы
Чтение художественной литературы: Ирис Ревю «Барыня Капуста», Е. Н. Егорова «В садике идёт урок (Загадочный овощ, С. Прохоров «Про капусту в огороде…», Э. Успенский «Как растили капусту». - познакомить детей с новыми художественными произведениями.
Разучивание и чтение стихов и пословиц для утренника «Капуста – именинница» - помочь детям запомнить и выразительно читать новое стихотворение.
Двигательная деятельность
Пальчиковая игра «Капуста».- развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Игра малой подвижности «Капуста»- Побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие организованности, самостоятельности, быстроты, ловкости.
Подвижная игра «Овощи для борща» - упражнять в беге с предметами, четко выполняя правила игры.
Продуктивная деятельность
Ручной труд «Капуста» из гофрированной бумаги- развивать у детей пространственное воображение, концентрацию внимания и творческие способности.
Лепка «Барыня – капуста» - Закреплять умение работать с пластилином, используя различные приемы лепки.
Музыкальная деятельность
Разучивание и исполнение песни «Капуста» музыка Д. Львова-Компанейца. Слова И. Мазина. - развивать у детей правильные певческие навыки.
Разучивание и исполнение частушек про капусту - воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа; научиться исполнять частушки.
Танцевальная игра с капустой «Ты катись, катись капуста…»- развитие музыкально-танцевальных навыков у детей и ориентации в пространстве.
Хоровод «Вейся капуста» - координация речи с движением, развитие творческого воображения, доставить радость от совместной деятельности.
Взаимодействие с семьей
Оформление родительского уголка: размещение консультаций «Как приучить ребёнка есть овощи и фрукты», «Рациональная еда», «Весёлые овощи».
Рекомендации для родителей «Все о пользе капусты», «Что должен знать ребёнок об овощах».
Домашнее задание: «Готовим вместе с мамой блюда из капусты».
Помощь в организации праздника «Капуста – именинница».
4 этап. Презентация проекта.
Цель: Обобщение знаний детей о капусте, истории происхождения, разнообразии её видов; развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
Итоговое мероприятие «Капуста – именинница»
Итоги проекта:
В процессе работы над данным проектом:
- дети познакомились с историей происхождения капусты, разнообразием её видов, пользой капусты для здоровья человека;
- познакомились с историей появления капусты на Руси;
- познакомились с устным народным творчеством: играми, сказками, частушками, загадками, пословицами о капусте;
- развивали познавательные способности, коммуникативные умения, творческие способности;
- у всех участников проектной деятельности сформировалось заинтересованное отношение к капусте как продукту здорового питания.
Данный проект соответствовал возрасту и уровню знаний детей подготовительной группы. В ходе реализации проекта родители и дети больше узнали о ценности капусты для своего организма.
По результатам устного опроса в семейном меню блюда из капусты стали появляться чаще, а дети с большим желанием стали употреблять их в пищу. Кроме того, через проектную деятельность мы прикоснулись к русской народной культуре, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Список литературы:
1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2005.