Лариса Иванова
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект
Цель: Формировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей.
Задачи: Познакомить с несгибаемой волей нашего народа.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за старшее поколение.
Создать альбом: «Мы об этом не забудем никогда»
Публикация «Познавательно-творческий проект в подготовительной группе „Блокадный Ленинград“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Актуальность: 27 января наша страна отмечает знаменательное событие – День снятия блокады Ленинграда. Восемьдесят лет отделяют нас от того исторического дня. В прошлое уходят героические и трагические дни Великой Отечественной войны. Этим проектом хочу рассказать детям о страшной войне, о тяжелых блокадных днях. Чтобы наши дети сохранили светлую память о героическом подвиге нашего народа в блокадном городе Ленинграде.
Участники: дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители воспитанников подготовительной группы, специалисты ДОО
Срок реализации проекта : краткосрочный – 1 неделя
(с 22 января по 26 марта 2024 г)
Социальные партнеры:
родители детей подготовительной группы,
Подготовительная работа :
Подготовительная работа педагога :
1 этап: - определить тему, цели и задачи
- подобрать познавательную и художественную литературу по данной теме
(Стихи, песни, музыку, рассказы, загадки, игры)
- Привлечение социальных партнеров (договорится о посещении детской библиотеки по данной теме)
- раздать домашнее задание родителям
- подобрать наглядно – дидактический материал
2 этап: Основной, практический
- разработать и составить план
- разработать конспекты занятий
- подготовить оборудование, наглядный материал, музыкальные произведения
- провести конкурс чтецов
3 этап: Заключительный, творческий
- создание альбома «Мы об этом не забудем никогда»
- провести анализ деятельности, оформить полученные результаты в презентацию «Блокадный Ленинград».
Основной этап
Образовательная
область НОД, совместная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Образовательная деятельность в семье
Познавательное развитие Беседа : «Непокорённый Ленинград»
Цель: Сформировать у детей представление о блокаде Ленинграда и о героизме его жителей.
Беседа на тему: «Что такое любовь к Отечеству?»
Беседа на тему: «Что такое героизм?», развивать интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.
Чтение произведения А. Печерской «Дети – герои Великой Отечественной войны»
Обсудить с детьми понимание пословиц: «Один в поле не воин», «Дружно за мир стоять - войне не бывать», «Если хочешь мира, будь готов к войне», «Мир строит, война разрушает», «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
С/ р: «Военный госпиталь»
Цель: формировать умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, отражая в игре труд и взаимоотношения взрослых людей.
Ситуативная беседа: «Военная маскировка»
Цель: познакомить детей с тем, как цвет одежды может защитить человека
Ситуативный разговор «Солдатская каша – сила наша»
Цель: Формировать представления детей о том, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Игровые ситуации:
«Одеваться быстро и правильно, как венный»
Ситуативный разговор:
«Праздничный салют»
«Военная маскировка» - познакомить детей с тем, как цвет одежды может защитить человека.
Д/ и: игра «Помоги себе и другу»
Цель: упражнять в оказании элементарной медицинской помощи, воспитывать бережное отношение к здоровью.
Д/ и:«Сладкая каша»
Цель: совершенствование умения выбирать продукты, полезные для здоровья военного.
«Найди военный склад по схеме», «Лабиринт»
Цель: совершенствование умения ориентироваться по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам.
Побеседовать с детьми о подвигах людей во время войны, во время блокады Ленинграда.
Речевое развитие Чтение стихотворения «Блокадная зима» Татьяна Хатина
(См. прилож)
Чтение рассказа
Г. Черкашин «Кукла»
Чтение стихотворения:
«Крепче крови хлеб блокадный»
Галина Карпюк
(См. прилож)
Рассматривание иллюстраций на тему: «Блокадный Ленинград».
Вечер чтения стихов, посвященный блокадному Ленинграду.
Разучивание:
(См. приложение)
Артикуляционная гимнастика:
«Стрельба»
Дыхательная гимнастика:
«Трубач»
Пальчиковая гимнастика:
«Солдатская каша»
Упражнения по логоритмике:
«Нашей Армии салют»
Упражнения для глаз:
«Ветер»
Разучивание стихов для мероприятия: «Вечер чтения стихов «Блокадный Ленинград»
Чтение и разучивание стихов о блокаде Ленинграда.
Просмотреть фильмы о блокаде Ленинграда, совместно обсудить.
Художественно – эстетическое развитие Аппликация:
«Кукла» (по рассказу
Г. Черкашина «Кукла»
Рисование:
«Ленинградский салют»
Конструирование «Крепость для укрепления города»
Цель: совершенствовать композиционные умения при создании коллективных построек, надстраивать постройки в длину, высоту, делать сложные перекрытия, закреплять умение распределять работу, договариваться
Оформить с детьми мини - музей:
«Военная техника»
Изготовить д/ и: «Собери картинку»
Оформить альбом:
«Мы об этом не забудем никогда».
Ситуативные беседы по теме проекта. Распечатать иллюстрации для
создания альбома «Мы об этом не забудем никогда».
Нарисовать рисунки на патриотическую тему: «Блокадный Ленинград».
Физическое развитие Комплекс общеразвивающих упражнений «Мы самые сильные, ловкие!»
Комплекс общеразвивающих упражнений «Мы – защитники».
П/ и: «Дорожка препятствий», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Мяч капитану», эстафета «Бег наперегонки», «Веселые эстафеты с флажками», «Эстафета парами», «Военные на учении», «Найти дорогу к военному штабу»
Физминутки:
«В зимнем тумане»
«Пусть всегда будет мир!»
«Будем мир мы защищать»
«Мы – военные»
(См. приложение)
Беседы на освоение и запоминание правил поведения в подвижной игре.
Познакомить детей с элементарными правилами безопасности дома.
Проводить игровые упражнения в домашних условиях.
Игры с мячом.
Музыкальное развитие Музыкальные движения:
«Марш»
«Бег»
«Спокойная ходьба и кружение»
Беседа: «История создания симфонии №7»
Слушание симфонии №7
Д. Д. Шостакович «Ленинградская симфония»
Игры на детских музыкальных инструментах.
Д/ игра «Песня-танец-марш»
Разучивание стихотворений о блокадном Ленинграде.
Приложение № 1
Блокадная зима
Татьяна Хатина
Блокадная зима, на улицах сугробы,
Где в чёрный снег закован Ленинград.
Зима не отпускает лютой злобы,
Домов холодных леденящий ад.
Буржуйкой согреваются на кухне,
Сгорают в ней и мебель, и тома.
От голода так страшно ноги пухли,
А мысль одна - как не сойти с ума.
Как выдержать, как выжить, если город
Промёрз и погрузился в темноту.
А в окнах белый крест и жуткий холод,
Как будто кликал на людей беду.
Кто пережил Блокаду, знает цену
Хлеба, дружбы и простой воды.
Перед блокадниками преклони колено,
Чтоб никогда не повторить беды!
Крепче крови хлеб блокадный
Галина Карпюк
Сковал мороз блокадный город,
С ним вместе смерть сюда пришла.
Война страданья, холод, голод
Всем ленинградцам принесла.
Бомбили город днём и ночью,
Все окна выбиты в домах.
В квартире мама, сын и дочка.
У Лёшки хлебушек в руках.
Кусок засохший обнаружил,
Что рядом с мамочкой лежал.
Теперь ей хлеб уже не нужен,
Её Господь к себе забрал.
Но Лёшка этого не знает,
Он в рот ей хлебушек суёт.
Трё хлетний сын не понимает:
«Ну что же мама не берёт?»
Он громко плачет: «Мама, мама!
Тебе я хлебушек принёс!»
В окне разбитом бьётся рама,
Не видит мама детских слёз.
Вдруг Лёшка слышит, как в коляске
Грудная Светочка кричит.
Брат трёт заплаканные глазки,
И в ручках хлебушек дрожит.
Ослабли ножки, он не может
К сестрёнке быстро подойти.
Ты помоги, великий Боже,
Ему тихонько доползти.
И вот коляска. Плачет Светка.
Ручонки тянет к небесам.
Даё т ей хлеб: «Бери конфетку!
Свою тебе сейчас отдам!»
Сосала хлебушек сестрёнка.
Брат тихо рядышком лежал.
Кусочек хлеба спас ребёнка.
В ту ночь Алёша взрослым стал!
А утром их нашли солдаты.
Небесный Ангел их хранил!
Ребята живы! Хлеб блокадный
Их крепче крови породнил.
Артикуляционная гимнастика
«Стрельба»
(развитие артикуляционного аппарата)
(для укрепления корня языка).
Четко произносить чередование звуков «к-г».
«Вертолет» (для тренировки артикуляционного уклада звука «р»). Переплести пальцы рук корзиночкой, (указательные пальцы соединить («хвост вертолета», крутить большими пальцами, произнося длительно звук «р».
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
(Л. Савина)
«Пароход»
(для выработки подъема спинки (и корня языка, укрепления мышцы языка).
Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо
выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
«Танк»
(для развития точности движений конника языка).
Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т» : «т-т-т.»
Танк на войне боевая машина.
Сильная, смелая, несокрушимая.
(В. Цвынтарный)
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты
вверх. Медленный выдох с громким произнесением
звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторитьдо 5 раз.
Пальчиковая гимнастика
«Солдатская каша»
Мы крупу в ковше варили,
Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш,указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.
Хорошенько посолили.
Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.
Здесь уже и ложка наша,
Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).
Так вкусна солдата каша!
Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.
Логоритмика
«Нашей Армии салют»
Наши воины идут, 1-2, 1-2 (шагают на месте)
В барабаны громко бьют: (играют на барабане)
«Тра-та-та! Тра-та-та!
В море наши корабли: (руки в стороны, покачиваясь вправо-влево)
Нынче здесь, завтра там!
Долго плавают в дали (круговые движения руками)
По морям, по волнам
Пограничник на посту: (держит автомат, поворачиваясь вправо-влево)
Кто идёт? Кто идёт?
Едут танки по мосту: ( движения руками:вперёд-назад
Трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчики»)
Над землёю самолё т:
У-у-у (руки в стороны-назад, поворачиваются вправо-влево)
Разрешёт ракетам взлё т: уух, уух (приседают на корточки,ладошки сложены перед грудью, быстро встают,поднимая руки вверх)
Наши пушки точно бьют:
Бух, бух! («бокс»)
Нашей Армии салют! (поднимают руки вверх)
«Ура!Ура!»
Упражнение для глаз
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)
Физкультминутка
В зимнем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор)
«Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
«Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
«Мы военные»
Мы станем все военными, Шагают на месте.
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются.
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.