МААМ-картинки

Рече-игровые технологии в работе логопеда с «неговорящими» детьми. Практические методы и приемы

Елена Стрыгина
Рече-игровые технологии в работе логопеда с «неговорящими» детьми. Практические методы и приемы
▼ Скачать + Заказать документы

Заявленная тема выступления охватывает сразу две темы, и условно ее можно разделить на 2 части, это «Технологии» и «Неговорящий ребенок».

Поэтому в данной теме подразумевается продолжение!

Современные и инновационные технологии- это внедренные, новые, обладающие повышенной эффективностью методы, приемы, инструменты, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Любая инновация используемая в логопедической практике относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

Публикация «Рече-игровые технологии в работе логопеда с „неговорящими“ детьми, Практические методы и приемы» размещена в разделах

(Эти технологии представлены на слайде)

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми имеющими нарушение речи. Все они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Проще говоря, все перечисленные технологии нам всем хорошо знакомы и применяются нами, как техники и приемы на занятиях.

К большому сожалению все чаще и чаще в своей работе мы слышим слова : «Неговорящий ребенок», «Безречевые дети», «Молчуны», «Запуск речи», «Речевое недоразвитие» и т. д

О слове «неговорящий» сразу встает вопрос? Почему? В чем причина? Причины могут варьировать от умственной отсталости до функциональной незрелости.

Работа с «неговорящими» детьми должна быть выстроена в системе, чтобы организовать эту систему, нужно понимать все ее звенья. И так, чтобы ребенок заговорил, необходима:

1. Предметная деятельность (которую обеспечивают логопеды, дефектологи, воспитатели и родители)

2. Говорящий социум (он есть у ребенка, т. к живет в семье, смотрит телевизор, посещает различные заведения). По всем законам ребенок имеющий эти два условия должен заговорить, но он не говорит. Причины могут варьировать от умственной отсталости до функциональной незрелости.

На начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за «безречевыми» детьми в игровой и бытовой деятельности. Уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением восприятия. Выявляется степень владения практическими навыками : самообслуживание, бытовые действия, предметно- практическая деятельность. Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру, включается в подражание игровым действиям и продолжить их!

В коррекционную работу с ребенком необходимо включать и родителей, корректно сообщать им о результатах обследования, ближайших и отдаленных целях коррекции. С родителями должна проводится предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости, умение подчиняться требованиям. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения.

Педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картинку и он заговорит».

Я бы добавила: «Дайте ребенку и картинку и игру -и он заговорит».

Игра -это ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, игра это не просто развлечение, игра -одно из лучших средств чтобы обучать ребенка, но и запоминать, играя развиваем и учим одновременно! «Только в игре ребенок как бы мимоходом учится». Таким образом, все основные направления коррекционно- педагогической работы с неговорящими детьми строятся в игровой форме.

Занятия с неговорящими детьми нужно начинать с развития ВПФ: внимания, памяти, мышления. Целью коррекционно- педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка. При этом коррекционно- педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построения системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития». Такие игры как: «Где находятся предметы?», «Какого цвета не стало?», «Чудесный мешочек», «Отличия, «Найди свою половинку» и т. д

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие дошкольника. Моторное развитие способствует формированию у детей младшего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения, тем лучше развивается речь. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (рече-двигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук, зрительно-моторная координация; развивается праксис, ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук.

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется и сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину. Учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; соотносить и активно используют «опредмеченные» слова- названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

Логопедический массаж так-же необходим ребенку с задержкой речевого развития. Используя методики Е. Ф. Архиповой, Е. В. Новиковой, И. Б. Карелиной, Е. А. Дьяковой, Е. Н. Краузе, И. В. Блыскиной. Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата, подготавливает его к постановке звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать подвижность органов языка, губ, щек, и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и далее слов.

Коррекционно- педагогическая работа строится по основным разделам: развитие понимания речи, развитие общих речевых навыков, расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь) и конечно же обязательно в сопровождении авторских игр и пособий сделанных своими руками. Копилка рече- игровых пособий и игр постоянно мною пополняется и обновляется.

Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящими детьми- это сформировать потребность в общении, вызвать звукоподражание, лепетные упрощенные слова по речевому образцу, данному взрослым.

Подражание - непременное условие овладение речью. Но чтобы ребенок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должно сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребенку использовать жесты, мимику в общении. Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приемы : вопросы, звукоподражание, имитация звуков животных. Метод пестования -как игра и массаж ладони в форме фольклорных стихотворений, приговоров, напевов, потешек, пестушек, а так -же договаривание потешек, прибауток, коротких стишков.

Так -же мы развиваем способность к использованию невербальных компонентов коммуникации (Язык тела). Активизация ощущений собственных движений, без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты мимику, пантомимику, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой -либо знаковой формы.

Фонтан шумит; ветер воет и деревья качает, каблучки стучат, причесываем волосы, как пьют из чашки, как грозят пальцем и т. д

Вывод: Таким образом, инновационные технологии, используемые в логопедической работе с неговорящими детьми, позволяют через близкие для ребенка виды деятельности (игровые, конструктивные, предметно- практические, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, сформировав ее основу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИнтерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки».

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рече-игровые технологии в работе логопеда с «неговорящими» детьми. Практические методы и приемы
Опубликовано: 12 июля 2023 в 09:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рече-игровые технологии в работе логопеда с «неговорящими» детьми. Практические методы и приемы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД