Светлана Муштаева
Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны.
Тема по самообразованию : «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач нашего времени. В последнее время, люди, стали равнодушно относиться к своим близким, друг к другу, к своей Родине.
А воспитание у детей любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда.
Публикация «Опыт работы по теме самообразования „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Опыт работы, практика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В своей работе по воспитанию у детей нравственно – патриотических чувств, я придерживаюсь принципа постепенного перехода от «близкого и простого - к далёкому и сложному».
Задачи по формированию у детей нравственно – патриотического воспитания дошкольного возраста осуществляю интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей.
В результате работы над темой, мною было разработано перспективно – тематическое планирование по краеведению, в котором отражены, такие темы, как: «Моя Семья»; «Детский сад»; «Мой – поселок»; «Моя страна».
Чувство Родины - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким: к матери, отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом, с улицей, поселком. Отечеством.
Последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей начинается именно с изучения семьи. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, малой родиной, страной.
В своей работе широко использую проектную деятельность. В процессе знакомства c темами: «Моя Семья», «Детский сад», с детьми младшей группы были составлены и реализованы следующие проекты: «Про семью про дружную, всем такую нужную», «Мое здоровье. Профессия врача».
С переходом в старшую группу у детей расширяются знания, они знакомятся с родным поселком, а затем и страной. Начинается знакомство детей с главным городом России – Москвой. Детям даю представление о том, что Москва – является столицей, в Москве находится наше правительство и президент.
При ознакомлении детей с родным поселком, с его прошлым и настоящим, провожу с детьми наблюдения, экскурсии. Экскурсии организую в разное время года на одни и те же объекты, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, экскурсии – на озеро, экскурсия в лес – рассматривание деревьев (березки, сосны – в разное время года). Рассматривая во время экскурсий цветы, кустарники, деревья у детей расширялись и закреплялись представления о растительном мире родного края. Используя художественное слово, стараюсь вызывать у детей положительные эмоции и отзыв на красоту окружающей природы.
Для активизации внимания детей, познавательной мотивации, в процессе рассказа задаю вопросы поискового характера, создаю проблемные ситуации, вызываю стремление к самостоятельной деятельности. В совместную работу с детьми включаю такие педагогические технологии: как ИКТ, ТРИЗ - технологии, например: «Круги Луллия». Эти технологии способствуют обогащению словарного запаса детей, позволяют подготовиться и провести занятие с детьми на качественном уровне. Для коллег провела мастер - класс по теме : «Использование Кругов Луллия в речевом развитии дошкольников». На протяжении всего образовательного процесса осуществляю личностно-ориентированное общение с детьми, индивидуальный подход, положительную мотивацию (похвала, одобрение, вношу игровые сюрпризы, игровой персонаж( «Паровозик – Знайка», использую народную игру. Включение в детскую деятельность «Цветных палочек Кьюзинера» помогает обыграть стихотворение, сказку, например сказка: «Заюшкина избушка»; «Три поросенка» и др.
В процессе работы над темой с детьми старшей группы были
реализованы такие проекты как: «Лекарственные растения нашего края». «Берегите животных родного края», «Птицы родного края».
Для качественной реализации проекта осуществляю сотрудничество с районной библиотекой, школой, пожарной частью, домом творчества. Совместные мероприятия (праздники, беседы, экскурсии, просмотр презентаций) с учреждениями социальной сферы помогают расширить представления детей о профессиях и содержании труда. Например, экскурсия в библиотеку с целью: познакомить детей со знаменитыми людьми нашего края - Зауралья. (Мальцевым Т. С, Хабаровой Е. С, Куликовым Н. И.)
Полученные впечатления, дети отражают на занятиях по изодеятельности, конструированию, лепке, аппликации («Моя улица», «Мой дом»; «Моя Родина – Россия»; «Мой поселок», и в самостоятельной деятельности : Сюжетно – ролевые игры: «Дом. Семья»; «Торговый центр»; Детский сад»; «Библиотека», «Поликлиника», «Ателье» и другие.
Традицией в нашей группе стал показ театрализованных представлений, не только перед детьми, но и родителями. Например, такие театрализованные сказки на новый лад как : «Волк и семеро козлят»; «Колобок»; «Гуси –лебеди»; «Теремок». Ведь сказки – учат нас добру, взаимовыручке, взаимопомощи, дружбе. Дети учатся различать добро и зло.
В процессе своей образовательной деятельности осуществляю сотрудничество с родителями. Использую различные формы взаимодействия: участие родителей в совместной проектной и продуктивной деятельности; участие в конкурсах и викторинах; в праздниках и развлечениях. Провожу консультации; веду разъяснительную и образовательную работу; провожу индивидуальные беседы; родительские собрания ( например: «Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка в семье»; «Развитие связной речи в семье и детском саду. Новые приемы и подходы Использование современных технологий («Круги Луллия»).
Собрания проводятся в различной форме (круглый стол; тренинги); даю рекомендации, советы; приглашаю на Дни открытых дверей; на открытые просмотры НОД. Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь.
Совместно с родителями в группе создана развивающая предметно пространственная среда - в центре познавательного развития «Хочу все знать» помимо герба РФ и российского флага размещен герб и флаг Варгашинского района, герб и флаг города Курганской области; портрет президента России. Создан центр по краеведению, который постепенно наполняется познавательными и тематическими альбомами:«Мой поселок - Варгаши»; «Зауральские писатели – Е. С Хабарова и Н. И. Куликов»; «Животные и растения нашего края»; «г. Москва – столица – нашей Родины»; «Край родной – Зауралье»; «Моя Родина – Россия» и другие. Родители моих воспитанников приняли активное участие в конкурсах: «Мир увлечения»; участие в оформлении: «Альбома Памяти – к 70 –летию Победы в ВОВ»
Выводы:
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию. Активно включают их в самостоятельную деятельность, проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного поселка. Дети имеют представления об истории, достопримечательностях, знаменитых людях Зауралья. Сформировано положительное отношение к миру, к стране, Родине, поселку, в котором живут, дружбе. Стали внимательнее относиться к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.