Екатерина Гришанова
Педагогический опыт «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы: Выбирая данную тему, я отметила, что патриотизм всегда был главной и отличительной чертой национального характера русского человека. Но в последнее время можно наблюдать искажение традиций патриотического сознания и воспитания. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста считаю очевидной. И переоценить значение нравственного воспитания для формирования личности дошкольника невозможно.
Публикация «Педагогический опыт „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Истоками развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста можно считать чувство любви к родным людям, родному городу, родной природе. И поэтому важно воспитывать уважение к тем людям, которые нас окружают, и к тем местам и земле, на которой мы живем. А также необходимо обращать внимание детей на то, что все мы должны помнить об исторических событиях, о страшных военных годах. И чтить память погибших солдат, защищавших Родину.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада, и позволяет создать очень естественную и живую среду для общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Основная идея опыта состоит в том, что дошкольники приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного выполнения заданий под руководством педагога. Моя задача состоит в том, чтобы ребенок сам выражал свою инициативу и стал активным полноценным участником проекта, а не просто наблюдателем. И уже в ходе проектной деятельности формируются нравственно-патриотические чувства, повышается познавательная активность, развиваются творческие способности детей.
Новизна. Мой педагогический опыт показывает, что для успешного развития личности современного дошкольника важно, чтобы ребенок не получал готовые знания, а старался добывать их самостоятельно. И новизна моего опыта заключается в разработке системы по формированию патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность. В процессе этой деятельности ребенок становится непосредственным участником и полностью погружается в какую-либо тему. Очень важно для воспитания патриотических чувств расширить интересы детей и вывести их из своего маленького личного мирка.
Технология опыта
Система работы. Для реализации своего опыта я поставила перед собой цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, республике, стране; к природе и культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.
И поставила задачи:
1. Воспитать чувство любви и уважения к своей семье, близким и родным, к семейным традициям.
2. Сформировать представления о родном городе Рузаевка, о республике Мордовия.
3. Воспитать чувство гордости и уважения к своей Родине.
4. Вовлечь детей и взрослых в активную познавательную деятельность по изучению истории и природы родного края и страны.
Работая по данной теме, для того, чтобы улучшить качество знаний детей, мною составлен план работы по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанный на основе современных требований федерального государственного образовательного стандарта, способствующий формированию исторического и патриотического сознания детей, учитывающие интересы детей, самостоятельную активность воспитанников. План состоит из трех основных частей.
1часть. Моя семья
2 часть. Мой город. Моя Мордовия
3 часть. Россия – родина моя
Свою работу по патриотическому воспитанию строю по принципу – через малое к большому.
Сначала провожу работу по воспитанию любви к родителям, к родному дому. Для становления личности ребенка очень важны эмоциональная и духовная близость с родными людьми, будь то мама, папа, бабушка с дедушкой, или брат с сестрой. Поэтому я вместе с детьми разработала и организовала такие проекты, как «Профессия мамы», «Профессия папы». Совместно с родителями активно искали сведения, чем занимались в годы войны бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Мои воспитанники стали участниками всевозможных акций, посвященных Великой Отечественной Войне. И в результате этой кропотливой, но важной и интересной работы дети осознали, что их близкие люди являются частью большой страны и вносят значительный вклад в общее дело.
Того же принципа придерживаюсь при формировании представлений к родному городу и родной республике. Я провела цикл занятий, где дети узнали, какие заводы и фабрики есть в нашем городе, узнали о лучших людях, которые прославляют наш город и республику. Заострила внимание на достопримечательностях, памятниках и музеях родного города и Мордовии. Результатом этих занятий стали многочисленные проекты, такие как «Мой край родной-Мордовия моя», «Достопримечательности Мордовии», «Знатоки природы Мордовии», «Моя малая Родина-Рузаевка», «Дом, в котором я живу». Организовывала выставки совместного творчества детей и родителей : рисунки, поделки, аппликации и многое другое. Благодаря этому я воспитала чувство гордости за родной город и республику, и понимание связи со всей большой страной.
В заключительной части опыта моя задача заключалась в том, чтобы вызвать у детей чувство уважения и восхищения к своему народу и стране. С данной целью мною были разработаны различные проекты, в ходе которых дети знакомились с символикой России (герб, гимн, флаг России). Были проведены занятия по художественно-эстетическому развитию. В частности, аппликация «Флаг России», дидактические игры «Составь герб России», «Узнай гимн России». Также был реализован проект, благодаря которому у детей расширились представления о столице нашей родине – о городе Москве. На занятиях мы знакомились с видами и достопримечательностями Москвы, изучали историю Московского Кремля, а также рисовали его. Работы некоторых моих воспитанников вызвали у меня искреннее восхищение. Я провела открытое занятие для родителей воспитанников на тему «Моя Родина. Мой город», на котором мы играли в различные игры («Составь герб России», «Узнай флаг России», пели песни и конструировали голубя мира. Еще один проект мы посвятили русскому народному творчеству, национальному костюму и русским праздникам. Вместе с детьми играли с куклами в национальных костюмах, рассматривали, лепили и рисовали изделия прикладного искусства. С большим интересом дети принимали участие в игре-занятии «Музей». Один ребенок выполнял роль экскурсовода, другие – посетители музея. Совместно с музыкальном руководителем провели тематические вечера и досуги («Встреча гостей», «Наша Родина», на которых обобщали полученные знания. На занятиях по этим темам я использовала наглядный материал, опыт детей и непосредственное окружение. И побуждала ребят задавать мне вопросы.
В патриотическом воспитании дошкольников великую роль играет тема Великой Отечественной Войны. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Мы читали множество стихов и рассказов: С. Алексеев «От Москва до Берлина», Н. Ходза «Дорога жизни», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». На занятиях рассказывала детям о войне, о защитниках нашей Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время и после нее, о военном оружии, и конечно же, о Победе. Мы оформили проект «Дети – герои войны», из которого узнали об участии детей в войне и их героических подвигах. Также рисовали и лепили на тему «Военная техника». Проводили массу спортивных мероприятий, где дети развивали физические качества, ловкость и выносливость.
В ходе моей работы по патриотическому воспитанию через проектную деятельность, дети с интересом изучали материал, связанный с народной культурой, с историей семьи и Отечества.
Результативность опыта. Реальный вклад в дело обучения и воспитания.
Я считаю, что в проделанной мной работе есть положительные результаты.
Невозможно представить патриотическое воспитание без музыки, живописи, поэзии, оставляющей след в сердце каждого ребёнка, независимо от его интеллектуального или духовного развития. Особенное влияние оказывает творчество пример педагога. Сюда же можно отнести просмотр видеоматериалов и мультимедийных презентаций.
Результаты.
В результате проведенной мной работы дети старшего дошкольного возраста самостоятельно перечисляют всех членов семьи, твердо знают название родного города и республики. Имеют представления о распространенных профессиях нашего города и его достопримечательностях. Четко называют столицу нашей Родины и узнают основные символы страны. Дошкольники могут определить национальный мордовский костюм, его основные цвета и орнаменты.
Стабильность опыта.
Используя свой опыт, я столкнулась с разными трудностями в реализации данного опыта и сделала для себя вывод: низкий познавательный интерес к нравственно – патриотическому воспитанию. Это говорит о том, что детей и родителей нужно системно вовлекать в процесс познания нравственного – патриотического воспитания. Исходя из выше сказанного, стала чаще проводить индивидуальные работы, закреплять пройденный материал. Ведь закрепление полученной информации всегда даёт результат.
Конечно, основной, и самый действенный метод патриотического воспитания детей – это личный пример педагога. Дети, чувствуют наше отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться детьми, но и передаваться напрямую.
Доступность опыта
Встает вопрос – как правильно и доступно обеспечить воспитательную работу с детьми в ДОУ, чтобы прививать им ценностные ориентации, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Моя работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители являются не только помощниками, но участниками формирования детской личности.
Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников :
- родительские собрания
- мастер - класс
- выставки совместного творчества
- беседы с родителями
- круглый стол
- анкетирование
- экскурсии совместно с родителями
- консультация для родителей
- оформление уголка для родителей по данной теме
- пополнение уголка нравственно - патриотического воспитания в группе
Родители принимают участие в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок по данному направлению. 2020 год обьявлен Президентом В. В. Путиным Годом Памяти и Славы, посвященного 75-летию Великой Отечественной войне. Мы с детьми приняли участие в онлайн-акциях «Свеча памяти», «Сад памяти», «Лента памяти», «Бессмертный полк» и другие, участвовали совместно с детьми в муниципальном творческом конкурсе к 75 - летию Победы патриотического рисунка «Мир моего дома». Участвовали в оформлении проекта «Семейное древо» и «Герб моей семьи».
Ежегодно с родителями и детьми готовим альбом «Моя семья».
К 23 февраля проводим совместные праздники с папами и дедушками воспитанников : «Отважные защитники» с использованием презентации, «Школа молодого бойца», спортивные мероприятия «Мама – солнышко мое». Также дети принимают участие в мероприятиях «Масленица», «Удивительная Пасха» .
Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. Ведь в молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, и иногда вызывают недоумение. Но в результате совместной работы родителей с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. Появился у них интерес к своей генеалогии, к традициям своих предков, обычаях русского и мордовского, чувашского, татарского народа, так как есть воспитанники этих национальностей.
Поэтому, работая над темой нравственно – патриотическое воспитание, стараюсь показать и рассказать детям, выделяя яркие особенности данной темы. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство. Перспективы применения опыта в массовой практике.
Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме.
Души детей чутко реагируют на самостоятельное художественное творчество. Детям часто хочется выразить свои чувства, отношение к чему-либо в изобразительной деятельности – рисунке, лепке, аппликации. Поэтому в группе выделено место для самостоятельной изобразительной деятельности. Очень важны и общие дела в группе: организация тематических выставок, украшение группы к праздникам, концерты и мероприятия детского сада. Это позволило каждому ребенку проявить свои способности, почувствовать полезность своего дела.