Татьяна Жаберова
Педагогический опыт «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников средствами игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Финансовое просвещение дошкольников — относительно новое направление в дошкольной практике. Его необходимость обусловлена самой жизнью. Уже на этапе дошкольного детства дети включаются в экономическую жизнь семьи: совершают вместе с родителями покупки (как в магазине, так и в интернете, встречаются с разнообразной рекламой, взаимодействуют с деньгами и банковскими картами. Результатом становится получение стихийных знаний, неверная трактовка которых может стать причиной финансовой безграмотности в дальнейшем.
Публикация «Педагогический опыт „Формирование финансовой грамотности старших дошкольников средствами игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
По этой причине уже с дошкольного возраста необходимо прививать детям чувство ответственности и долга не только во всех сферах жизни, но и в финансовой. Это позволит им научиться правильно планировать собственные финансовые операции, распределять бюджет своей семьи. В этот временной промежуток дети приобретают свой первый опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируют экономический базис в создании будущего экономического мышления.
Финансовая грамотность определяется как умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания из области экономики, поймет, какое место она занимает в окружающем мире, насколько важно уметь грамотно распоряжаться своими ресурсами. Перед педагогами встает проблема – как ввести детей в мир экономики доступно и интересно? Данная проблема легла в основу настоящего опыта.
Цель опыта : формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности посредством использования возможностей игровых технологий.
Задачи опыта :
• изучить методическую литературу по изучаемой теме;
• проанализировать опыт коллег, работающих в данном направлении;
• осуществить отбор наиболее подходящих игр по финансовой грамотности;
• выявить эффективность использования игровых технологий в формировании первичных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• установить взаимодействие с родителями воспитанников по изучаемому вопросу;
• транслировать личный опыт работы на уровне ДОО и в СМИ.
Теоретическое обоснование
Формирование финансовой грамотности - тема новая для дошкольного образования, полностью не изученная, исследования в этой области продолжаются по сей день. Введением в мир экономики занимаются такие авторы как Д. Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами», А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», А. Е. Горяев «Основы финансовой грамотности», Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
В основу настоящего опыта легла парциальная программа по финансовой грамотности А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику». Программа преследует своей целью — помочь детям 5–7 лет вои ти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещеи как результат труда людеи); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятии «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; научить видеть красоту человеческого творения; сформировать базисные качества экономическои деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Автор пособия, А. Д. Шатова, указывает на важность целенаправленной, систематической работы педагогов ДОУ в области экономического воспитания.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного детства, игра становится необходимым элементом в методической «копилке» педагога. Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится эффективным способом обучения. Именно поэтому использование игровых технологий в ДОУ прекрасно активизирует воспитанников, повышает их познавательный интерес, максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры, позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игра всегда находит яркий эмоциональный отклик у детей и позволяет привлечь их внимание, «окрасить» процесс запоминания, осмысления переживаниями, тем самым повышая интенсивность и результативность предпринимаемых педагогом усилий.
Практическая часть
Формированию опыта послужили результаты мониторинга воспитанников, в процессе которого были выявлены пробелы в их знаниях. Это послужило отправной точкой для разработки и подбора игр экономической направленности. Было принято решение использовать разные виды игр: дидактические, сюжетно – ролевые, интерактивные, настольно – печатные, квесты - игры, подвижные, игры – викторины, игры проблемного характера.
Стоит отметить, что игры были включены как в организованную образовательную деятельность, так и предлагались детям в свободное время.
Сюжетно-ролевая игра – один из самых предпочтительных методов для формирования основ финансовой грамотности. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл туда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Так, уже в старшей группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. Я проговариваю все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Рекламное агентство», «Строительство дома», «Супермаркет» создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономике. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания заданий. Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно- игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. В процессе игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалогов. Я формулирую четкие вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. В подготовительной группе я предлагаю ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, я вместе с детьми изготовила ценники для товаров. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?
Современные дети ежедневно «заходят» в виртуальное пространство. Каждый дошкольник имеет : компьютер, планшет или телефон. Педагоги замечают, что игра воспринимается лучше, если это не надоевшая игра с бумажными карточками, а ожившие и передвигающие картинки. На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ все более активно внедряются в процесс образования. Я создала интерактивную игру, которая стала помощником в организации познавательного развития. Дети становятся не только активными, но и заинтересованными участниками образовательного процесса, что способствует отличной результативности обучения. Во время выполнения игровых упражнений у детей активируется зрительная, моторная и слуховая память. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность- инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Также дети воспринимают информацию с помощью движения объектов. Создала игру, используя программу Power point. Данная игра используются нами к разделу «Полезные навыки и привычки в быту».
Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов — тогда они научатся беречь свои и чужие вещи. Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Метод проекта является одним из перспективных и результативных методов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников. В деятельности ребенок познает мир экономики и переносит полученные знания в реальную жизнь. Проектная деятельность позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать экономическими понятиями, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Был реализован проект «Юные финансисты»,»Деньги разных стран». Чтобы вызвать интерес детей к проекту «Юные финансисты». мы вместе с детьми и родителями оформили уголок «Финансисты». Для освоения темы, было изготовлено и подобрано много пособий. Изготовила лэпбук «Финансовая грамотность», который содержит следующие игры и наглядный материал : игра «Размен»,игра «Кто как работает»,игра «Хочу и надо»,деньги мира,деньги России. Изготовила дидактическую игру «Услуги и товары», «Что купить?» Итогом проекта «Деньги разных стран стало создание мини- музея денег. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Новизна педагогического опыта работы заключается в комплексном подходе к решению поставленной проблемы. Так, помимо игр детям предлагалось отгадать загадки (устраивались соревнования по их отгадыванию, пословицы и поговорки (предлагались игры по типу «Продолжи пословицу», «Вспомни начало пословицы» и др, финансовые сказки (находили отражение в играх «Придумай другой конец для сказки», «Что было бы, если…» и др).
Заключение
Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи. После проведенной работы прослеживается положительная динамика, у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Дети могут:
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
• осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
• иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
• понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
• осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
• контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
• адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
• знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
• проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.). вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.
Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранного современного подхода для решения проблемы формирования финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста посредством игровой деятельности, используя модульную систему.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Таким образом, создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Литература
1. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007.
2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА». № 11, 2008. с. 75.
5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015.