Ольга Чекашова
Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Описание педагогического опыта
Введение
Тема опыта: «Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе детского сада».
Актуальность опыта
Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности берут верх над духовными. Поэтому нравственно - патриотическое воспитание это важный элемент общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Теоретическая база опыта
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, родному языку, традициям начали формироваться ещё в древности.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:
С родимой земли - умри не сходи.
Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Один в поле не воин.
Храбрость города берёт.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к у родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал,что, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
А. С. Макаренко внес большой вклад в разработку проблемы патриотического воспитания. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно и добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, восприятием детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт).
Новизна системе опыта
Новизна опыта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, родному краю без сообщения детям определенных знаний о них. Отбор и систематизация таких знаний проводится мной в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу и т. д.
Я в своей работе использую комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с детьми : беседы, ситуации общения, викторины, проекты, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, квесты, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родной стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, участие в различных акциях,музыкальные досуги и праздники. Всю работу по данному направлению осуществляю в форме сотрудничества, совместной деятельности взрослых и детей.
Технология опыта
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Формировать элементарные знания о правах человека.
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Свою работу я разделила в четыре этапа
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
-работа с детьми: Игра-путешествие «Широка страна моя родная». Беседа «Русские матрешки». Игр-беседа «Наши отношения». Беседа «Семья и родной дом». Беседа «Моя родня». Творческая игра «Страна вежливости». Беседа «Кто заботится о нас в детском саду». Игра-беседа «Учимся правильно разговаривать».
Цель: ознакомление детей с правилами ведения диалога с взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил. Праздник «Рождество Христово». Беседа «Государственные символы России». Беседа «9 мая – День Победы». и. т. д.
В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающая среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания. Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:
Альбомы: «Символы России, «Моя малая Родина» ; «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Государственные символы». Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок, такие как:
«Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»
«Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях»
«Стихи о Родине»
Дидактические игры: «Моя родина Россия», «Государственные символы», Угадай» (продукция предприятий), Лото «Профессии», «Дорожные знаки»
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
На основе полученных впечатлений от просмотра иллюстраций, экскурсий в природу и окружающий мир, прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы», «День Победы», «Праздничный салют» и другие. А так же мои воспитанники принимали участие в различных конкурсах и викторинах.
Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А. С. Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
В работе с родителями использовала следующие формы:
- информационно-ознакомительные:
родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по малой Родине», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
беседы,
«День открытых дверей»;
- информационно-просветительские формы:
оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком»; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»
оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота», «Ребёнок рисует мир»
анкетирование;
- нетрадиционные формы
досуги, экскурсии, праздники
Результативность опыта
• разработаны современные формы, технологии, направленные на патриотическое воспитание дошкольников (флешмоб, акции, маршрутные игры, досуговые мероприятия по популярным телепроектам, проектная деятельность, массовые мероприятия с родителями)
• обогащена предметно-пространственная и среда группы в соответствии с проектом,
• подготовлены методические консультативные материалы по работе с семьей (консультации для родителей, буклеты, рекомендации и другое)
• разработан план работы с родителями по формированию основ патриотического воспитания дошкольник
• дети принимали участие в различных конкурсах и викторинах:
Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять больший интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего села.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.