МААМ-картинки

Программа дошкольного образования с региональным компонентом «Мы в Мордовии живём»

Екатерина Елаева
Программа дошкольного образования с региональным компонентом «Мы в Мордовии живём»
▼ Скачать + Заказать документы

Я, Елаева Екатерина Ивановна работаю воспитателем в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»». Стаж педагогической работы 13 лет, в данном детском саду 1 год. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИКТ. В 2019 году прошла профессиональную переподготовку в «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» по программе «Педагог дошкольного и дополнительного образования»

Публикация «Программа дошкольного образования с региональным компонентом „Мы в Мордовии живём“» размещена в разделах

В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой др.); региональный образовательный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» (авторы О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др., а также «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой и др.

В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.

При работе с детьми большое внимание уделяю развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Важность проблемы состоит в том, что у современных дошкольников плохо развита связная и монологическая речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать порой короткие литературные произведения. Не могут выразить свое отношения к героям сказки к их поступкам. Недостаточной является работа с родителями по проблеме речевого развития детей посредством театрализованной деятельности в семье.

В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость органи!зации в дошкольном учреждении специа!льной работы по речевому развитию детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие ре!чи детей явля!ется одной из основных зад!ач дошкольного образова!тельного учреждения. Это сложный педагог!ический процесс, в основе кото!рой лежит разв!итие лексико-грамматического строя речи, эмоцион!альной стороны речи. Успешного реализо!вывать речевые задачи у дет!ей дошкольного возр!аста помогает театрали!зованная деятельность. Пот!ому как в раннем возр!асте ребенок прояв!ляет сильную тя!гу ко всему сказочному, чудес!ному а глав!ное к игр!е. А, иг!ра в св!ою очередь явля!ется главным элеме!нтом театрализованной деятель!ности. Потому как театр-это благод!атный и нич!ем не замен!имый источник в воспитании ребе!нка, это духо!вные богатства культ!уры, познавая кото!рые, ребенок позн!ает сердцем.

Условия формирования веду!щей идеи опы!та, условия возникн!овения, становления опы!та.

Одна из первостепенных зад!ач педагогов и родителей – как можно ран!ьше начать раб!оту по разв!итию речи дет!ей, овладению им родным язык!ом. Согласно ФГ!ОС речевое развитие является одн!им из основных механизмов в развитии ребенка.

Л. С. Выгот! ский писал: «Есть все фактич!еские основания утверж!дать, что не только интеллектуальное развитие ребе!нка, но и формирование его характера, эмо!ций и личн!ости в цел!ом находится в непосредственной зависимости от ре!чи»

Театральное творч!ество пронизывает все виды детс!кой деятельности в повседневной жизни и на занятиях. В своей раб!оте я стар!аюсь формировать у детей потреб!ность участвовать в сюжетно-ролевых игр!ах, играх драмати!зациях, инсценировках сказ!ок. Учу выра!жать эмоции ге!роев ска!зок посредством речи.

Таким обра!зом, развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности прох!одит наиболее быст!рыми темпами, благо!даря легкой и не принуж!денной обстановке и конечно же – игре.

Рабо!тая по данн!ому направлению, я ставлю пер!ед собой зад!ачи не тол!ько коммуникативного, но и нравст!венного, трудового, интеллект!уального, эстетического, а также физического развития.

Зада!чами речевого разв!ития дошкольников посре! дством театрализованной деятельности являются:

— создание условий по развитию творч!еской самодеятельности, ответств!енности, инициативности реб!енка;

— воспитание общител!ьного, творческого ребе!нка, владеющего слов!ом, понимающего партнера;

— совершенствование игро!вых навыков детей через постановку музыкальных, театра!льных сказок, игр-драматизаций и т. д. ;

— разв!итие интереса к русским тради!циям и промыслам;

— развития положит!ельного отношения к себе, к окружающим людям;

— социализация дет!ей в обществе;

— развивать памя!ть, мышление, воображение;

— совершенствовать граммат!ический строй речи, расширять слова!рный запас де!тей;

— формирование толерантности, чувства уваж!ения к дру!гим народам, их традициям.

Данные задачи реша!ются во вс!ех видах детс! кой деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как разви!вают не только речевую сторону ребенка, но и форми!руют его взаимоот!ношения со взрослыми и сверст!никами.

Теоретическая ба!за опыта.

Теоретико-мет!одологической основой мо!ей работы по речевому разв!итию детей а в процессе театрализованных предста!влений стали раб!оты отечественных педагогов, психологов, а также современные направле!ния, методы, программы речевого развития, используемые в ДОО.

Существенный вклад в разработку мето!дики развития ре!чи внесли такие педагоги как, Ф. А. С!охин, К. Д. Ушинс!кий, Е. А. Флерина, М. М. Кони!на, А. А. Леон!тьев и многие другие.

Развитие лексико-грамматического стр!оя речи явля!ется одной из главных задач речевого воспи!тания детей. Пот!ому как име!нно в нем реализуется основная функция свя!зной речи. Это отмечали в своих рабо! тах: Леонтьев А. А., Выготский Л. С., Рудинштеин С. Л.

Речь ребенка нуждается в постоянном разви!тии. Но как сделать так, чтобы обучение проходило лег!ко, без стро!гих правил? Эти вопросы помо!гает решать использ!овании в педагог!ическом процессе театрали!зованных игр. Ве!дь ребенок во время игры чувствует се!бя свободно и раскрепощенно.

Л. В. Артемова указы!вает, что теа!трализованная деятел!ьность оказывает позит!ивное влияние на развитие разли!чных сторон речи в си!лу двух прич! ин: в театрализованной деятельности используются лучшие обра!зцы художественного слова, естест!венная ситуация рече!вого общения активи!зирует словарь, сове!ршенствует свя!зную речь.

*В. В. Гербова Разв!итие речи в детском сад!у. Программа и методические рекомен!дации. – М. : Моз!айка - Синтез, 2005.-56 с.

*А. Е. Анти!пина «Театрализованная деятел!ьность в детском саду», Москва 2003 г.

*О. А. Шорохова «Игр!аем в сказ!ку», М. «Творческий центр» 2007 г.

*О. С. Ушак!ова Программа по развитию речи дошкольников. Сфе!ра, 2018г.

* Г. Я. Затулина «Развитие речи дошколь!ников», Центр педагоги!ческого образования, 2015 г.

Технология опы!та. Система конкр!етных педагогических дейст!вий, содержание, мето!ды, приемы воспитания и обуч!ения.

Исследования в области дошко!льной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагог!ическим влияниям, си!ла и глубина впечатлений. Поэт!ому все, что усвоено в этот период: навы!ки, знания, прив!ычки, складывающиеся чер!ты характера, способы поведения - оказыв!ается особенно прочным и служит основой дальне!йшего развития личн!ости.

Своеобразие опы!та заключается в системном и комплексном под!ходе к рече!вому развитию, пронизы!вающем все ви!ды деятельности дошкол!ьников начиная с младшего возр!аста.

В сво!ей работе по речевому разв!итию детей по средствам театрали!зованной деятельности дошко!льного возраста я придерживаюсь важне!йших педагогических принц! ипов:

• Принцип личностно-ори!ентированного общения – индивидуальн!о-личностное формирование и развитие морал!ьного облика челов!ека. В проц!ессе всего обуч!ения дети высту!пают активными исследов!ателями окружающего ми!ра и явле!ний вместе с педагогом, а не про!сто перенимают чей-то опыт. Партнё!рство и взаимод!ействие – основные фор!мы общения педагога с дет!ьми.

• Принцип тематического планирования материала предполагает, что изучаемый мате!риала распределен по тематическим блокам

• Принцип нагляд!ности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учеб! ного материала: иллюстрации, фотографии семьи, города, памятн!иков, достопримечательностей и т. д.

• Принцип последоват!ельности, который предпо!лагает планирование изуча!емого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваи!вали знания постеп!енно, в опреде!лённой последовательности.

• Прин!цип занимательности – изуча!емый материал должен быть интере!сным, увлекательным для детей, эт!от принцип форми!рует у дет!ей желание выполнять предлагаемые ви!ды заданий, стрем!иться к достижению результата.

В своей раб!оте по рече!вому развитию я использую разнообразные методы и приемы с учетом психолог!ических особенностей дошкол!ьника (эмоциональное воспр!иятие окружающего, об!разность и конкретность мышле!ния) :

- Изучение соот!ветствующ!ей литературы, накоп!ление опыта по теме работы

- Наглядные, словес!тные, практические

-Монит!оринг освоения програ!ммного материала по данному на!правле!нию

- Проблемные ситуации

-Игровые приемы

Средства обучения –печа!тные, дидактические, режисс!ерские игры и другие иг!ровые техн!ологии, упражн!ения, ТСО, наглядные пособия, детская художественная литература, различные виды театров.

Формы органи!зации – занятия, игры вовремя прогу!лок, театрализованные постановки сказок. Боль!шое значение име!ют словес!тные дидактические игр!ы, повторение звукосо!четаний и слов. Все это способствует формир!ованию слуховое внима!ние. Различные упра!жнения на развития рече!вого дыхания, ло!гаритмические упражнения, скороговорки и чистоговорки: «Игра своими пальчиками и развиваем реч!ь», «Ожившие сказки», «Понимай мен!я». Широко использую в сво!ей работе и подвижные игр!ы, которые содержат диалоги: «Волк и семеро козлят», «Крас!ки». «Ворон» и др.

Также важ!ным средством обуч!ения в проц!ессе формирования рече!вых умений и навыков явля!ется театрализованная иг!ра в кото!рой формиру!ется диалогическая и эмоционал!ьно-насыщенная речь. Также она позво!ляет формировать социа!льный опыт уме!ний и нав!ыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение все!гда имеет нравственную направленность.

Ана!лиз результат!ивности.

Результаты и опыт мо!ей работы по данной те!ме говорят о эффективности и целесообразности приме!нения различных дидакти!ческих, настольных, театрализованных игр в процессе формирования речи дошкольников :

- дети стали более уверенными в себе;

- активно взаимодействуют со сверстниками, находят компромиссные решения;

- с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях;

- строят диалог, отвечают краткими и развернутыми предложениями;

- используют средства выразительности речи (позы, мимика, жесты, голос, движения);

- запоминают и описывают любимого героя сказки;

- пополнение лексического строя речи

- повысился уровень звуковой культуры речи

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- повысился интерес у родителей к проблемам речевого развития детей.

Таким образом в процессе театрализованных занятий были решены практически все задачи по речевому, познавательно – нравственному развитию детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности - процесс не простой и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. В процессе становления и внедрения педагогического опыта я столкнулась с некоторыми проблемами:

- недостаточное оснащение материально-технической базы для решения всех образовательных задач (интерактивные доски, различные виды театров, декораций, костюмов) для достижения наибольшего результатов.

- осведомленность родителей в области успешного речевого развития посредством театрализованной деятельности.

Также хочется рекомендовать родителям уделять должное внимание дидактическим играм, домашнему театру для формирования грамотной речи дошкольников.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дошкольного образования с региональным компонентом «Мы в Мордовии живём»
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 17:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дошкольного образования с региональным компонентом «Мы в Мордовии живём»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Елаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД