Екатерина Елаева
Программа дошкольного образования с региональным компонентом «Мы в Мордовии живём»
Я, Елаева Екатерина Ивановна работаю воспитателем в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»». Стаж педагогической работы 13 лет, в данном детском саду 1 год. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИКТ. В 2019 году прошла профессиональную переподготовку в «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» по программе «Педагог дошкольного и дополнительного образования»
Публикация «Программа дошкольного образования с региональным компонентом „Мы в Мордовии живём“» размещена в разделах
- Мордовия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой др.); региональный образовательный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» (авторы О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др., а также «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой и др.
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.
При работе с детьми большое внимание уделяю развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Важность проблемы состоит в том, что у современных дошкольников плохо развита связная и монологическая речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать порой короткие литературные произведения. Не могут выразить свое отношения к героям сказки к их поступкам. Недостаточной является работа с родителями по проблеме речевого развития детей посредством театрализованной деятельности в семье.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость органи!зации в дошкольном учреждении специа!льной работы по речевому развитию детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие ре!чи детей явля!ется одной из основных зад!ач дошкольного образова!тельного учреждения. Это сложный педагог!ический процесс, в основе кото!рой лежит разв!итие лексико-грамматического строя речи, эмоцион!альной стороны речи. Успешного реализо!вывать речевые задачи у дет!ей дошкольного возр!аста помогает театрали!зованная деятельность. Пот!ому как в раннем возр!асте ребенок прояв!ляет сильную тя!гу ко всему сказочному, чудес!ному а глав!ное к игр!е. А, иг!ра в св!ою очередь явля!ется главным элеме!нтом театрализованной деятель!ности. Потому как театр-это благод!атный и нич!ем не замен!имый источник в воспитании ребе!нка, это духо!вные богатства культ!уры, познавая кото!рые, ребенок позн!ает сердцем.
Условия формирования веду!щей идеи опы!та, условия возникн!овения, становления опы!та.
Одна из первостепенных зад!ач педагогов и родителей – как можно ран!ьше начать раб!оту по разв!итию речи дет!ей, овладению им родным язык!ом. Согласно ФГ!ОС речевое развитие является одн!им из основных механизмов в развитии ребенка.
Л. С. Выгот! ский писал: «Есть все фактич!еские основания утверж!дать, что не только интеллектуальное развитие ребе!нка, но и формирование его характера, эмо!ций и личн!ости в цел!ом находится в непосредственной зависимости от ре!чи»
Театральное творч!ество пронизывает все виды детс!кой деятельности в повседневной жизни и на занятиях. В своей раб!оте я стар!аюсь формировать у детей потреб!ность участвовать в сюжетно-ролевых игр!ах, играх драмати!зациях, инсценировках сказ!ок. Учу выра!жать эмоции ге!роев ска!зок посредством речи.
Таким обра!зом, развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности прох!одит наиболее быст!рыми темпами, благо!даря легкой и не принуж!денной обстановке и конечно же – игре.
Рабо!тая по данн!ому направлению, я ставлю пер!ед собой зад!ачи не тол!ько коммуникативного, но и нравст!венного, трудового, интеллект!уального, эстетического, а также физического развития.
Зада!чами речевого разв!ития дошкольников посре! дством театрализованной деятельности являются:
— создание условий по развитию творч!еской самодеятельности, ответств!енности, инициативности реб!енка;
— воспитание общител!ьного, творческого ребе!нка, владеющего слов!ом, понимающего партнера;
— совершенствование игро!вых навыков детей через постановку музыкальных, театра!льных сказок, игр-драматизаций и т. д. ;
— разв!итие интереса к русским тради!циям и промыслам;
— развития положит!ельного отношения к себе, к окружающим людям;
— социализация дет!ей в обществе;
— развивать памя!ть, мышление, воображение;
— совершенствовать граммат!ический строй речи, расширять слова!рный запас де!тей;
— формирование толерантности, чувства уваж!ения к дру!гим народам, их традициям.
Данные задачи реша!ются во вс!ех видах детс! кой деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как разви!вают не только речевую сторону ребенка, но и форми!руют его взаимоот!ношения со взрослыми и сверст!никами.
Теоретическая ба!за опыта.
Теоретико-мет!одологической основой мо!ей работы по речевому разв!итию детей а в процессе театрализованных предста!влений стали раб!оты отечественных педагогов, психологов, а также современные направле!ния, методы, программы речевого развития, используемые в ДОО.
Существенный вклад в разработку мето!дики развития ре!чи внесли такие педагоги как, Ф. А. С!охин, К. Д. Ушинс!кий, Е. А. Флерина, М. М. Кони!на, А. А. Леон!тьев и многие другие.
Развитие лексико-грамматического стр!оя речи явля!ется одной из главных задач речевого воспи!тания детей. Пот!ому как име!нно в нем реализуется основная функция свя!зной речи. Это отмечали в своих рабо! тах: Леонтьев А. А., Выготский Л. С., Рудинштеин С. Л.
Речь ребенка нуждается в постоянном разви!тии. Но как сделать так, чтобы обучение проходило лег!ко, без стро!гих правил? Эти вопросы помо!гает решать использ!овании в педагог!ическом процессе театрали!зованных игр. Ве!дь ребенок во время игры чувствует се!бя свободно и раскрепощенно.
Л. В. Артемова указы!вает, что теа!трализованная деятел!ьность оказывает позит!ивное влияние на развитие разли!чных сторон речи в си!лу двух прич! ин: в театрализованной деятельности используются лучшие обра!зцы художественного слова, естест!венная ситуация рече!вого общения активи!зирует словарь, сове!ршенствует свя!зную речь.
*В. В. Гербова Разв!итие речи в детском сад!у. Программа и методические рекомен!дации. – М. : Моз!айка - Синтез, 2005.-56 с.
*А. Е. Анти!пина «Театрализованная деятел!ьность в детском саду», Москва 2003 г.
*О. А. Шорохова «Игр!аем в сказ!ку», М. «Творческий центр» 2007 г.
*О. С. Ушак!ова Программа по развитию речи дошкольников. Сфе!ра, 2018г.
* Г. Я. Затулина «Развитие речи дошколь!ников», Центр педагоги!ческого образования, 2015 г.
Технология опы!та. Система конкр!етных педагогических дейст!вий, содержание, мето!ды, приемы воспитания и обуч!ения.
Исследования в области дошко!льной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагог!ическим влияниям, си!ла и глубина впечатлений. Поэт!ому все, что усвоено в этот период: навы!ки, знания, прив!ычки, складывающиеся чер!ты характера, способы поведения - оказыв!ается особенно прочным и служит основой дальне!йшего развития личн!ости.
Своеобразие опы!та заключается в системном и комплексном под!ходе к рече!вому развитию, пронизы!вающем все ви!ды деятельности дошкол!ьников начиная с младшего возр!аста.
В сво!ей работе по речевому разв!итию детей по средствам театрали!зованной деятельности дошко!льного возраста я придерживаюсь важне!йших педагогических принц! ипов:
• Принцип личностно-ори!ентированного общения – индивидуальн!о-личностное формирование и развитие морал!ьного облика челов!ека. В проц!ессе всего обуч!ения дети высту!пают активными исследов!ателями окружающего ми!ра и явле!ний вместе с педагогом, а не про!сто перенимают чей-то опыт. Партнё!рство и взаимод!ействие – основные фор!мы общения педагога с дет!ьми.
• Принцип тематического планирования материала предполагает, что изучаемый мате!риала распределен по тематическим блокам
• Принцип нагляд!ности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учеб! ного материала: иллюстрации, фотографии семьи, города, памятн!иков, достопримечательностей и т. д.
• Принцип последоват!ельности, который предпо!лагает планирование изуча!емого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваи!вали знания постеп!енно, в опреде!лённой последовательности.
• Прин!цип занимательности – изуча!емый материал должен быть интере!сным, увлекательным для детей, эт!от принцип форми!рует у дет!ей желание выполнять предлагаемые ви!ды заданий, стрем!иться к достижению результата.
В своей раб!оте по рече!вому развитию я использую разнообразные методы и приемы с учетом психолог!ических особенностей дошкол!ьника (эмоциональное воспр!иятие окружающего, об!разность и конкретность мышле!ния) :
- Изучение соот!ветствующ!ей литературы, накоп!ление опыта по теме работы
- Наглядные, словес!тные, практические
-Монит!оринг освоения програ!ммного материала по данному на!правле!нию
- Проблемные ситуации
-Игровые приемы
Средства обучения –печа!тные, дидактические, режисс!ерские игры и другие иг!ровые техн!ологии, упражн!ения, ТСО, наглядные пособия, детская художественная литература, различные виды театров.
Формы органи!зации – занятия, игры вовремя прогу!лок, театрализованные постановки сказок. Боль!шое значение име!ют словес!тные дидактические игр!ы, повторение звукосо!четаний и слов. Все это способствует формир!ованию слуховое внима!ние. Различные упра!жнения на развития рече!вого дыхания, ло!гаритмические упражнения, скороговорки и чистоговорки: «Игра своими пальчиками и развиваем реч!ь», «Ожившие сказки», «Понимай мен!я». Широко использую в сво!ей работе и подвижные игр!ы, которые содержат диалоги: «Волк и семеро козлят», «Крас!ки». «Ворон» и др.
Также важ!ным средством обуч!ения в проц!ессе формирования рече!вых умений и навыков явля!ется театрализованная иг!ра в кото!рой формиру!ется диалогическая и эмоционал!ьно-насыщенная речь. Также она позво!ляет формировать социа!льный опыт уме!ний и нав!ыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение все!гда имеет нравственную направленность.
Ана!лиз результат!ивности.
Результаты и опыт мо!ей работы по данной те!ме говорят о эффективности и целесообразности приме!нения различных дидакти!ческих, настольных, театрализованных игр в процессе формирования речи дошкольников :
- дети стали более уверенными в себе;
- активно взаимодействуют со сверстниками, находят компромиссные решения;
- с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях;
- строят диалог, отвечают краткими и развернутыми предложениями;
- используют средства выразительности речи (позы, мимика, жесты, голос, движения);
- запоминают и описывают любимого героя сказки;
- пополнение лексического строя речи
- повысился уровень звуковой культуры речи
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- повысился интерес у родителей к проблемам речевого развития детей.
Таким образом в процессе театрализованных занятий были решены практически все задачи по речевому, познавательно – нравственному развитию детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности - процесс не простой и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. В процессе становления и внедрения педагогического опыта я столкнулась с некоторыми проблемами:
- недостаточное оснащение материально-технической базы для решения всех образовательных задач (интерактивные доски, различные виды театров, декораций, костюмов) для достижения наибольшего результатов.
- осведомленность родителей в области успешного речевого развития посредством театрализованной деятельности.
Также хочется рекомендовать родителям уделять должное внимание дидактическим играм, домашнему театру для формирования грамотной речи дошкольников.