Анастасия Амреян
Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание – необходимое, важнейшее условие, определяющее успешную подготовку детей к обучению в школе. Для детей, воспитанных с ранних лет в труде, характерно проявление в школе самостоятельности, организованности, активности, опрятности, умения себя обслужить.
Публикация «Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Проблема трудового воспитания неоднократно рассматривалась философами, социологами, психологами, педагогами : Б. Г. Ананьевым, Н. И. Болдыревым, М. И. Бонатовым, Л. И. Божович, Л. Я. Бондаревым, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Н. А. Зверевой, А. К. Кривоконь, Я. В. Коитка, И. С. Марьенко, В. М. Монаховым, П. Н. Нужной, Н. А. Смирновым, Г. И. Филоновым, А. Г. Хрипковой, А. Н. Широковой и др.
В дошкольной педагогике вопросы трудового воспитания рассматривались В. И. Глотовой, Л. В. Загик, С. М. Котляровой, Г. Н. Лесковой, Е. И. Радиной, Д. В. Сергеевой и др.
Трудовое воспитание дошкольников – предмет внимания педагогических систем ведущих педагогов настоящего и прошлого. Таким образом, на протяжении всего времени изучения вопросов трудового воспитания, ученые, педагоги, прогрессивные общественные деятели придерживались мнения, что труд в дошкольном возрасте является действенным средством разностороннего, и, прежде всего нравственного, воспитания растущего человека.
Задачи нравственного воспитания в труде обладают определенной спецификой и направлены, в первую очередь, на формирование у ребенка качеств, характеризующих его отношение к труду аккуратностью, бережным отношением к вещам, взаимопомощью, дружелюбием и пр. Результат нравственного воспитания в труде – не только умение, но и желание трудиться.
Структурными частями (компонентами) трудовой деятельности, говорящими о становлении и развитии этой деятельности у детей дошкольного возраста являются : цель, способы осуществления, результат и мотивы [28].
Цель является представляемым результатом деятельности.
Способы осуществления – необходимыми действиями, помогающими достичь цель, приобрести навыки и умения посредством планирования и самоконтроля, во многом определяющих качественные характеристики выполнения работы.
Результат – соответствие деятельности поставленной цели.
Мотив – побудитель к деятельности.
Все структурные компоненты связаны между собой и находятся в определенной зависимости.
Как показал теоретический анализ, трудовое воспитание является целенаправленным процессом, формирующим у подрастающего поколения готовность трудиться и направленным на успешное освоение трудового опыта, который включает в себя знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку.
Трудовое воспитание основывается на следующих принципах: единства трудового воспитания и общего развития личности (нравственного, интеллектуального, эстетического, физического, выявления и развития индивидуальности в труде; высокой нравственности труда, его общественно полезной направленности, привлечение ребенка к различным видам производительного труда; постоянства, непрерывности труда; наличия элементов продуктивной деятельности взрослых в детском труде; творческого характера труда; единства труда и многогранности жизни [43].
Трудовое сознание личности включает представление об отношении к труду, участие в общественно полезном труде, осознание необходимости трудового самосовершенствования, систему знаний, трудовых умений и навыков, выяснение роли труда в выборе будущей профессии.
Опыт трудовой деятельности означает систему общих умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, труде, объективной оценки результатов своей работы и самооценки, умений и навыков систематической, организованной, посильной общественно полезной работы, обобщения накопленного опыта.
Активная трудовая позиция обусловлена системой трудовых потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций, предпочтений.
Психологическая готовность к труду является важным условием успешности трудового воспитания, что связано с обязательностью формирования в ходе детского труда положительных мотивов, установок на эффективное участие в любой трудовой деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется становлением основных видов деятельности, в том числе, и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста является одним из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОО.
Трудовое воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности [14].
Цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, в формировании трудовых навыков и умений, воспитании трудолюбия как качества личности [9].
Теоретический анализ литературы показал, трудовое воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности.
Цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, в формировании трудовых навыков и умений, воспитании трудолюбия как качества личности.
В детском саду выделяют два основных направления трудового воспитания старших дошкольников – это ознакомление дошкольников с трудом взрослых и организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
По своему содержанию труд детей старшего дошкольного возраста можно представить следующими видами труда :
– самообслуживанием;
– хозяйственно-бытовым трудом;
– трудом в природе;
– ручным и художественным трудом.
Самообслуживание является трудом ребенка, направленным на обслуживание самого себя.
Хозяйственно-бытовой – предполагает умения ребенка в поддержании порядка в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов и носит характер общественной направленности.
В особый вид труда выделяется труд в природе, включающий уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд по своему назначению является тру-дом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей чело-века. В его содержание входит изготовление поделок из природного ма-териала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Можно выделить следующие особенности труда детей этого возраста :
– отсутствие в детском труде общественно значимой материальной ценности;
– отсутствие в нем результата;
– удовлетворение посредством труда потребности ребенка в самоутверждении и в познании собственных способностей;
– тесная взаимосвязь трудовой и игровой видов деятельности детей;
– частое отражение ребенком посредством своих трудовых действий трудовой деятельности взрослых;
– ситуативность и необязательность труда ребенка;
– нахождение трудовой деятельности ребенка в стадии постоянного развития и обязательность участия или помощи взрослого;
– неумение детей в самостоятельной постановке цели в труде из-за не владения умениями удерживания в памяти всего процесса и результата;
– не целенаправленность, а процессуальность характера действий ребенка;
– своеобразность мотивов труда старших дошкольников, проявляющаяся в стремлении к получению от взрослого положительной оценки своих действий, самоутверждению, вступление в общение со взрослым;
– отсутствие умений самостоятельного планирования трудовой деятельности;
– увлеченность детей процессом, но не результатом труда;
– своеобразие результатов труда старших дошкольников, заключающееся в отсутствии материального аспекта, а чаще выраженным моральным аспектом, предполагающим положительную оценку взрослого.
Труд детей старшего дошкольного возраста организуют в условиях детского сада в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
Индивидуальные формы предполагают самостоятельную организацию ребенком всего процесса труда, что способствует предоставлению педагогу возможности обучения дошкольника трудовым действиям, оказания ему помощи, контроля выполнения трудовых операций, оценивания деятельности, учета индивидуальных особенностей.
Трудовые поручения являются наиболее простой индивидуальной формой организации труда детей, предполагающей возложение на ребёнка конкретного задания, выполняемого им самостоятельно.
Трудовые поручения по продолжительности можно классифицировать на: кратковременные, длительные, постоянные, одноразовые.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Данный вид трудового воспитания объединяет детей, способствуя формированию у них умения принятия общей цели труда, совместного планирования действий, их согласования, взаимопомощи, рефлексии.
По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий, предполагающий участие в труде нескольких детей или всей группы, каждый ребенок при этом получает отдельное задание, и труд совместный, предполагающий участие в труде нескольких детей, имеющих определенное задание, после выполнения которого, дальнейшее трудовое действие осуществляется следующим ребенком с целью получения общего результата.
Дежурства – наиболее распространенная форма организации труда детей старшего дошкольного возраста в ДОО, предполагающее поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей.
Дежурства бывают: по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.
При организации трудового воспитания необходимо учитывать следующие требования к организации труда детей старшего дошкольного возраста : систематичность; посильность рабочей нагрузки; правильный подбор оборудования для труда и др.