Яна Позднякова
Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения социокультурными нормами, ценностями, ролями в специально созданных психолого-педагогических условиях, посредством развития познавательной активности, формирования ценностных ориентаций, организации социальной коммуникации и воспитание на их основе гуманистических качеств личности дошкольника. Комплекс педагогических условий представлен совокупностью мер воспитательного процесса и организации социализирующей среды, обеспечивающих достижение социально-успешного уровня социализации личности дошкольника. К педагогическим условиям социализации дошкольников в процессе организации их социально-культурной деятельности можно отнести следующие. 1. Формирование социального опыта ребенка посредством специально организованного общения с педагогами, родителями, сверстниками в условиях ДОО. 2. Усиление профессиональной направленности педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. 3. Развитие педагогической культуры родителей. Перейдем к рассмотрению содержания каждого из выдвинутых нами психолого-педагогических условий. Первое условие – формирование социального опыта ребенка посредством специально организованного общения со сверстниками, педагогами ДОО, родителями. За счет организации подобного пространства в ДОО расширяется семейно-бытовая сфера социализирующего пространства. Цель достигается посредством организации таких форм социально-культурной деятельности в условиях ДОО, как коммуникационные и ролевые игры; организация занятий по детскому художественному творчеству (по способу организации аудитории – индивидуальные и групповые). Комплекс данных форм наилучшим образом возможно реализовать в контексте деятельности специально созданной в ДОО экспериментальной «Лаборатории детского творчества». Второе условие – усиление профессиональной направленности педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. Центральной частью в процессе социализации ребенка выступает педагогическая составляющая, на основе чего оказывается педагогическое содействие первоначально педагогам, а затем родителям в формировании успешного уровня социализации детей. Мы рассматриваем социальнокультурную деятельность ДОО как совместную деятельность педагогов, детей и родителей, которая должна обеспечить условия для полноценного развития личности в период дошкольного возраста [1]. Данное направление осуществимо при помощи таких форм социально культурной деятельности, как консультации, беседы, семинарыпрактикумы, тренинги, содержанием которых является оптимизация работы педагогов с семьей. Третье условие – развитие педагогической культуры родителей. Планируя содержание взаимодействия с родителями по повышению их педагогической культуры, своей целью мы ставили формирование у них осознанного отношения к воспитанию детей, содействующего развитию социальных качеств ребенка в условиях семьи, в том числе эффективных коммуникативных качеств. В процессе взаимодействия с родителями мы использовали формы организации социально-культурной деятельности, учитывающие их индивидуальные возможности: уровень культуры, образования, интересы, склонности и способности, потребности в образовательных услугах. Восстановление в практике образовательной организации таких форм просвещения, как школа молодой семьи, просветительская деятельность по культуре речи, взаимоотношениям в семье, определено современными социально-педагогическими условиями, что подтверждается исследованиями Р. В. Овчаровой [2]. Таким образом, данные условия образуют комплекс, позволяющий систематизировать социализирующее пространство растущей личности, организовать регулируемое образовательное пространство.