Специфика социально-культурной среды дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
А. Дистервег (1790-1866).
Сегодня в дошкольном образовании появилось множество новых понятий и позиций. Таких как : инклюзия, вариативные программы дошкольного образования, новые технологии. Но важнейшим аспектом всех положительных изменений является специфика социально-культурной среды, в которой растет и воспитывается ребенок, а следовательно и особенности самого ребенка. Дошкольное образование – первая образовательная ступень в системе образования в России. Отличие от других ступеней образования – и в целях, и в содержании, и в формах. Основная задача педагогической работы с дошкольниками – развитие ребенка, формирование основ интеллектуальной деятельности, опыта других видов деятельности, основ личности, форм социального поведения. Безусловно, такие задач стоят и перед школой, но в детском возрасте закладывается та база личностного и интеллектуального развития, значение которой трудно переоценить. Но сегодня совершенно очевидным становится функционирование принципа историзма, введенного еще Л. С. Выготским. Сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с изменениями культурно-исторической среды, которая в смысле развития личности играет роль источника развития
Публикация «Специфика социально-культурной среды дошкольника» размещена в разделах
Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию в детском саду, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с детьми. Существует уникальная возможность привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом, а для детей узнать о жизни православных семей, об историческом опыте, стойкости и беззаветном служении Родине ее дочерей и сыновей. В рамках реализации данного проекта в здании детского сада создан мини-музей "Русская изба", где дети в взрослые могут лично соприкоснуться с предметами быта, познакомиться с народными традициями и обычаями, подрастающее поколение по-новому начинает относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Как сочетать в образовательной деятельности два диаметрально противоположных понятия- "новаторство" и "традиции"? Мы попробовали совместить их на примере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в православной среде. Обращённость к православным ценностям значима ещё и по той причине, что устои предшествующие поколений, формируясь в обществе, являются начальной точкой с целью нововведений — инновации, возникающей зачастую на переосмыслении «старых» идей и изменении их в обстоятельствах нашего времени. Эта парадигма значима для педагогики, которая, выступая составляющей культуры, позитивно откликается на прогресс современного развития. По словам российского ученого Г. И. Герасимова, сегодня столь важно удерживать культурные рамки парадигмального подхода, который и обеспечивает необходимое единство и целостность любого образовательного проекта во всех его компонентах и на всех уровнях. Отсюда внимание к парадигмальным основаниям типизации образовательной реальности в ее теоретическом и эмпирическом измерениях [3].