Крёхова Анна
Педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Благополучное развитие творческих способностей во многом зависит от условий, которые создаются для их развития. Как проходит образовательный процесс, как организовано место, в котором ребенок растет и развивается. Большое значение имеет и окружение ребенка, однообразное оно или разнообразное, насыщенное или скудное, трансформирующее или не трансформирующее и т. д.
Развитие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По словам И. А. Липчанской важным условием организации предметно - развивающей среды в дошкольных учреждениях служит акцент на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая выполняет ряд принципов:
• разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
• включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
• предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);
• резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);
• возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
• определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;
• универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием.
Ни маловажную роль в развитии творческих способностей играет атмосфера, которая будет содействовать возникновению новый идей и предложений. Первый шаг к формированию такой атмосферы - это ощущение психологической защиты у детей. Критические высказывания в адрес детей, могут погасить их творчество. Ребенок будет думать, что его предложения нелепы и глупы. К предложениям и выполненным работам детей, воспитатель должен относиться с уважением, он должен хвалить ребенка за выбор сложной задачи, только тогда ребенок будет проявлять настойчивость и азарт к работе
При работе с детьми педагог обязан соблюдать три этапа творческой деятельности :
«Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла;
Второй этап – процесс создания детьми изображения;
Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением»
Первый этап – зарождение новой идеи, план её реализации. У детей старшего дошкольного возраста есть опыт в творческой деятельности, поэтому их идея будет носить более стойкий характер, чем у детей младшего дошкольного возраста.
Второй этап - это работа по созданию изображения или предмета. Если воспитатель навязывает ребенку свою тему, то ребенок не может проявить свое творческое воображение. Воспитатель должен направить, помочь ребенку в его воображение. В этом случаи у детей появляется больше возможности для проявления своих творческих способностей. На этом этапе от ребенка требуется владение своим мышлением и воображением. К воплощению и созданию изображения, ребенка может с подвигнуть какой ни будь заинтересовавший его образ, какие либо чувства. Задача этого этапа, передать определенные представления ребенка в творческий продукт. Можно заметить, что между воображением и чувствами существует связь и взаимное влияние друг на друга, которые наиболее ярко проявляются в творческой деятельности. По длительности, второй этап занимает больше времени, чем первый и третий, потому что работа над творческим продуктом сложен. Третий этап – завершающий, происходит анализ творческих работ. На этом этапе от детей требуется максимальной активности. Дети должны рассмотреть и проанализировать выполненные работы.
Д. Б. Богоявленская в своей книге " Основные современные концепции творчества и одаренности" выделила 12 стратегий обучения творчеству (это условия развития творчества и повышения творческой активности) :
- Быть примером для подражания
- Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям
- Разрешить делать ошибки
- Поощрять разумный риск
- Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал
- Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему
- Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности
- Предоставлять время для творческого мышления
- Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности
- Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности
- Стимулировать дальнейшее развитие
- Найти соответствие между творческой личностью и средой.
Опыт показывает, что уровень творческого развития на дальнейших возрастных этапах зависит от степени развития моторики руки. Именно наличие общих методов дает ребенку независимость и способность решать любую творческую задачу.
Изучив особенности развития творческих способностей старших дошкольников, необходимые условия для творчества ребенка, мы пришли к выводу, что аппликация больше всего развивает творческие способности у детей старшего дошкольного возраста. Для ребенка творчество очень привлекательно, оно заставляет его постоянно думать. Творчество хорошее средство для того, чтобы проверять и развивать способности.
Аппликация один из лучших видов творчества для всестороннего развития ребенка. У детей развивается :
- мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);
- художественные способности и эстетический вкус;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
- влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.