Света Сергиенко
Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у старших дошкольников
Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у старших дошкольников
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы познания детьми музыкального искусства (а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Ребёнок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своё отношение путём создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества : песенного, игрового, танцевального и т. д.
Публикация «Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у старших дошкольников» размещена в разделах
Для современной музыкальной педагогики является очень важным правильное понимание сущности двух понятий: музыкальное творчество детей и их педагогически целенаправленное музыкальное образование. Сегодня не подвергается сомнению, что первое находится в прямой зависимости от уровня второго. Идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и музыкального творчества детей в своё время обосновала Н. А. Ветлугина, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, насколько эти процессы тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Э. П. Костина в своих исследованиях подтвердила огромное значение музыкально-творческого развития современных дошкольников : творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста, систематически включающиеся в музыкальную деятельность, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развивают воображение, образное мышление, эмоции.
Музыкально-творческая деятельность ребёнка отличается от такой же деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: двигательные, вокальные, инструментальные, изобразительные, словесные. Этот вид творческой деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение. Выполнение простейших творческих заданий приводит его к возможности проявить творческую инициативу: сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, художественного текста; в дальнейшем – к первым творческим попыткам создания своего «произведения», осуществления собственного замысла. Всё это уже может рассматриваться как первоначальное детское продуктивное музыкальное творчество, интересное и нужное не только для самого ребёнка, но и для окружающих.
При систематизации природы творческого процесса, были выделены следующие этапы развития музыкально-творческих способностей :
• накопление впечатлений;
• спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях;
• импровизации двигательные, речевые, музыкальные : преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества;
• создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
• собственное музыкальное творчество.
Традиционно в детском саду было и остается пять основных видов музыкальной деятельности : слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Их становление связано не только с развитием собственно музыкальных способностей, но и с приобретением необходимых навыков. Каждый вид музыкальной деятельности предоставляет педагогу широкий спектр возможностей для создания ситуаций, способствующих творческим проявлениям воспитанников. Всё многообразие видов музыкальной деятельности дошкольников направлено на решение следующих задач музыкального воспитания : формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости, творческой активности ребенка.