Юлия Колесникова
Педагогические условия развития межличностного взаимодействия старших дошкольников с использованием спортивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО отмечается, что психолого-педагогическая деятельность должна реализовываться через интеграцию пяти образовательных областей. В процессе этой деятельности осуществляется развитие у дошкольников: умения планировать свою деятельность и контролировать свои действия, владение умениями сотрудничества, овладевают средствами и способами кооперирования со сверстниками и взрослыми и др. Рассмотрим педагогические условия, способствующие развитию межличностного взаимодействия старших дошкольников в спортивных играх:
- использование алгоритма, основанного на специальных упражнениях по взаимодействию детей в парах, тройках, группах в освоении представлений о правилах и нормах поведения, вербальных и невербальных способах общения.
- создание условий для групповой сплоченности и самостоятельного решения конфликтных и проблемных ситуаций в спортивных играх.
Важное значение среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, и т. д. Действия с мячом помогают развитию умений - поймать мяч, удержать его в руках, бросить его другому.
Спортивные игры, несмотря на их многообразие, объединены игровой целью, которая связана со стремлением к победе, взаимодействием игроков разных команд в ходе игры.
Особенностью спортивных игр является действие команды. Спортивные игры являются командными играми, в связи с этим решение игровых задач происходит при взаимодействии игроков, т. е. игровые действия носят коллективный характер. На результат игры оказывает влияние целенаправленное применение индивидуальных и коллективных действий играющих, быстрота и четкость принятия ими решения.
В ходе спортивных игр у детей формируются положительные нравственно-волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими.
Постепенное нарастание усложнения в выполнении упражнений и игры с мячом позволяет не только быстрее и легче овладевать техникой «чувством мяча», но и помогает формировать развитию межличностного взаимодействия.
При этом показ взрослого действий с мячом, сопровождаемый кратким пояснением, помогает создать у ребенка представления о том, как нужно выполнять движения и развивает желание их исполнять.
На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется. Например, в начале формировании передачи мяча - большую роль играют демонстрация действия и объяснение педагога.
Затем, на втором этапе следует показывать передачу мяча, сочетая его с объяснением. В ходе которого управлять вниманием дошкольников, обращая внимание в нужных моментах на важные действия («Исходное положение, а потом бросок» т. д.).
После, на заключительном этапе педагог сопровождает действия с мячом краткими пояснениями, например, «Бросок двумя руками» и т. д.
Для того, чтобы дошкольники легче закрепили представления о действиях с мячом, происходило межличностное взаимодействие следует побуждать детей объяснять свои действия.
Реализации спортивных игр, направленных на формирование межличностного взаимодействия помогает социально насыщенная, предметно игровая среда, система предметных и социальных средств, акцентированной на формирование межличностного взаимодействия.
Принципами её построения являются: режим проведения совместных спортивных игр детей, программное обеспечение, наличие оборудование для спортивных игр; руководство педагога, право выбора субъекта; создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно предметной игровой среды; предоставление возможности дошкольникам объединяться по интересам со сверстниками; создание условий для проведения коллективных игр разной; динамики и содержания;
создание условий для развития собственной игры.
Эффективной формой обучения детей спортивным играм являются специально организованные занятия во время прогулок на площадке детского сада. Они строятся в соответствии со структурой физкультурного занятия, включая в себя упражнения и игры с мячом. Каждое такое занятие стоится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков дошкольников.
Таким образом, реализация данных условий в ходе освоения дошкольниками спортивных игр помогает ребенку сформировать систему отношений и общения со сверстниками, организовать свою деятельность и отдых, проявлять толерантность, которые в перспективе будут способствовать формированию межличностного взаимодействия старших дошкольников в спортивных играх.