Светлана Дунаева
Педагогические условия развития активной речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия развития активной речи у детей раннего возраста
Аннотация. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Ранний возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. В статье рассматривается опыт осуществления работы по развитию активной речи у детей в детском саду.
Публикация «Педагогические условия развития активной речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: речь, развитие, ранний возраст, воспитание.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.
Ранний возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию активной речи у детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.
Особенности развития речи ребенка в раннем возрасте рассматривали такие авторы, как Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова, М. И. Волошина, Л. C. Выготский, Е. А. Лобанова.
Ранний возраст, как отмечают Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова, – это период, когда ребенок начинает овладевать речью.
Анализируя специфику развития речи детей, Е. С. Белова, О. А. Макарова отмечает, что необходимо как можно раньше создать условия для запуска у ребенка речевых механизмов [1, с. 75].
Особый интерес в работе с детьми раннего возраста вызывает процесс овладения словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей.
Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Например, мы даем ребенку конструктор и спрашиваем: «Хочешь поиграть в конструктор?».
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активной речи может и не быть этого слова «конструктор». Но если попросить малыша принести с полки конструктор, он принесет именно его. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу в речевом развитии детей. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.
Анализируя исследования учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, Г. Л. Розенгарт-Пупко, был сделан вывод о том, что одним из ответственных периодов в развитии речи ребёнка является третий год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи. [2, с. 75].
Следует отметить, что речь ребёнка раннего возраста включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в действия составляет важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Созданию такой ситуации, которая активизирует речь детей, способствуют пальчиковые игры.
На основе теоретических исследований (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова) мы рассмотрели особенности развития речи детей в онтогенезе и сделали вывод о том, что ранний возраст является важным и ответственным периодом в развитии речи детей. В этом возрасте ребенок начинает говорить, у него увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматическая и произносительная сторона речи, развивается активная речь.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо обеспечение психолого-педагогических условий : планирование работы с учетом развития речи детей раннего возраста, индивидуальных особенностей, речевого опыта; применении произведений фольклора в процессе образовательной деятельности; включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации.
Поэтому воспитателями в детских садах уделяется повышенное внимание развитию речи. ФГОС ДО выделяет в отдельную образовательную область «речевое развитие», определяя важность и актуальность для развития личности ребенка. Анализ программы «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) по образовательной области «Речевое развитие» для детей первой младшей группы показал, что в содержание образовательной области «Речевое развитие» включены задачи по развитию различных сторон детской речи : словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры, связной речи.
В процессе исследования было выявлено, что для развития речи детей раннего возраста необходимо обеспечение психолого-педагогических условий : планирование работы с учетом развития речи детей раннего возраста, индивидуальных особенностей, речевого опыта; применении произведений фольклора в процессе образовательной деятельности; включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации.
В процессе проводимой работы с детьми, родителями и педагогами осуществлялось развитие речи у детей раннего возраста. Была обогащена предметно-развивающая среда группы, которая способствовала активизации речевой деятельности детей. В ходе проводимой работы мы обеспечивали включение произведений фольклора в праздники, игры-драматизации. Мы провели занятия по развитию речи детей с включением произведения фольклора (загадок, песен, потешек, сказок, прибауток и т. д., игры-раматизации с разучиванием потешек, осуществляли проведение пальчиковой гимнастики с использованием произведений малых фольклорных жанров и пальчикового театра. С детьми разучивали детские колыбельные песни, прибаутки для подвижных игр.
Важным условием развития речи детей раннего возраста являлось взаимодействие с родителями. Для родителей был проведен мастер-класс «Как развивать речь детей с помощью потешек, сказок, народных песен».
Анализ проведенной работы показал, то такая форма как мастер-класс, в ходе которого осуществлялось свободное общение родителей между собой и с педагогом, обмен опытом способствовал вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, появлению у них заинтересованности проводимой работой.
Таким образом, в процессе проводимой работы с детьми, родителями и педагогами осуществлялось развитие речи у детей раннего возраста. Была обогащена предметно-развивающая среда группы, которая способствовала активизации речевой деятельности детей. В ходе проводимой работы мы обеспечивали включение произведений фольклора в праздники, игры-драматизации. Мы провели занятия по развитию речи детей с включением произведения фольклора, упражнений из артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Для родителей были проведены консультации, мастер-классы, подготовлены буклеты. оформлен уголок, созданы картотеки игр по развитию речи с использованием малых фольклорных жанров.
Список литературы
1. Белова Е. С., Макарова О. А. Речевое развитие ребенка посредством игровой деятельности в раннем детстве // Казанский федеральный университет. Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6-1. – С. 75-75;
URL : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4961
2. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития //Русский журнал детской неврологии. 2022.- URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya