Рогачева Юлия Алексеевна
Педагогические условия формирования навыков письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная речь – особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков, требующая овладение высокой степени произвольного акта письма и наличие сложноорганизованной сенсомоторной базы. Для её осуществления необходима интеграция всех межанализаторных систем (слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации).
Дефекты письменной речи кроются в проблемах речевого развития. Кроме того, природа нарушений письменной речи детей зависит от их психофизиологических особенностей.
Публикация «Педагогические условия формирования навыков письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нередкими явлениями для письменной речи младших школьников с ТНР являются :
– дислексия (алексия) - частичное или полное нарушение процессов чтения;
– дисграфия (аграфия) - частичное или полное специфическое нарушение процессов письма 2 .
Следует отметить, что проявление нарушений письма и чтения у детей с ТНР носят качественные и количественные особенности.
Артикуляторно-акустическая дисграфия, как правило, встречается у детей, имеющих или имевших нарушения звукопроизносительной стороны речи. Современные исследования подтвердили наличие нарушений взаимодействия в функционировании анализаторных систем, осуществляющих фонетическую сторону речи. [3].
У детей с ТНР замены и пропуски букв на письме носят более выраженный характер. Если школьник с той же формой дисграфии, возвращаясь к исходному тексту, способен воспроизвести из памяти верный эталон и исправить ошибку, то при ТНР ребёнок не распознает её.
Дисграфию на основе нарушения фонемного распознавания связывают с недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса дифференциации и выбора фонем.
О. С. Арямова отличает письменную речь как форму коммуникации и письменную речь как процесс письма. Так, дети, хорошо справляющиеся с написанием диктанта, могут испытывать трудности с написанием сочинений, записок, самостоятельных работ. Высокий уровень самоконтроля ребенка может помочь ему не допустить специфических ошибок, при этом в работе может быть нарушен порядок и логика повествования [3].
Дети с ТНР во время списывания с доски с трудом переключаются от восприятия графем вдали к их воспроизведению вблизи. Списывание из учебника в тетрадь также требует сосредоточенности и переключения зрительного внимания. Дети с трудом определяют начало строки во время чтения и письма. [4
Дети с ТНР нередко пишут сжато, из-за чего написанное выглядит обрывочно. Читая, дети с ТНР теряют из виду окончания многосложных слов. Кроме того, у детей с ТНР часто отмечают повышенную утомляемость, что также негативно сказывается на их учебных успехах.
Трудности восприятия текста сопровождаются нервно-психическими реакциями со стороны ребенка. Проблемы, связанные с ТНР, снижают мотивацию ребенка, в связи с чем он перестает питать интерес к исправлению ошибок на письме и улучшению его качества [4].
Таким образом, письменная речь у детей с ТНР представляет собой особый сложный феномен, который нуждается в дополнительном исследовании и комплексной системе коррекционной работы.
Процесс обучения ребенка письму активизирует у него такие процессы как: интенсивная умственная деятельность, формирование графической зоркости.
Всестороннее гармоничное развитие ребенка невозможно без высокого тонуса его психической деятельности [4].
Ввиду информатизации нашего общества и системы образования чтение как один из безусловных этапов формирования навыка письма претерпевает множественные метаморфозы. Электронные заменители чтения, просмотр видео и прослушивание аудио-материалов зачастую заменяют чтение, что неизбежно влечет трудности в овладении чтением и письмом.
Между тем, с точки зрения В. В. Давыдова, процесс овладения языком и речью неполноценен без чтения и письма, задействующих нейропсихологические, психологические и физиологические аспекты развития ребенка [6, с. 99].
С точки зрения М. М. Безруких, письмо – сложный процесс перевода устной речи в письменную. Одним из эффективных способов такого перекодирования является диктант – основной способ оценки знаний младших школьников [4, с. 67].
Анализ данных, полученных в ходе исследования формирования навыков письма у младших школьников, показал, что экспертная оценка учители, определяющая способности ребенка к тому или иному предмету включает следующие характеристики:
– экспертная оценка;
– самооценка обучающегося;
– академическая успеваемость [1].
Ни одна из перечисленных характеристик не будет успешной, если обучение первоначальному письму не было эффективным.
Обучение первоначальному письму - один из сложных процессов в начальной школе [10, с. 66]
Перечислим основные этапы формирования навыков письма у младшего школьника на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы овладения навыками письма
Немаловажным аспектом овладения навыками письма для младших школьников является санитарно-гигиенический аспект.
Нередко можно встретить ситуацию: младший школьник сидит за партой, поджав ноги, скорчившись, завалившись набок, пишет «носом», кисть пишущей руки вывернута под неестественным углом, локоть свисает с края парты, голова наклонена к плечу, позвоночник искривлен, поза ребенка в целом не соответствует производимой работе [12, с. 100].
Результатом такой позы является переутомление, двигательное беспокойство, нарушения физического и психического здоровья.
Именно поэтому обучение детей письму должно начинаться с формирования правильной позиции пишущего, постановки руки и тела в целом [14, с. 56].
Педагог должен уметь структурировать задачи, стоящие перед обучающимся, что, безусловно, сказывается на эффективности обучения навыкам письма.
Педагог координирует действия детей. Это обеспечивает четкую структуру и организацию учебной деятельности.
Поначалу все действия выполняют в замедленном темпе, это направлено на более эффективное усвоение информации детьми. Переход к следующей фазе обучения также происходит плавно и медленно, с закреплением полученных знаний и навыков. [11, с. 54].
Планомерность и целенаправленность обучения обеспечивает сознательные действия, что способствует эффективному усвоению навыков письма [9].
Для эффективности обучения письму следует :
– проанализировать образец, выделяя основные элементы (буквы, их расположение на линейке, последовательность движений при написании букв и слов;
– тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку;
– анализ способа выполнения действия – правильная посадка, положение рук, корпуса и головы при совершении письма;
– анализ исполнения задачи: выделение признаков, которым должен соответствовать полученный результат;
– составление плана выполнения задания, способов его выполнения, перечень исправительных операций;
– обучение детей самоконтролю, саморефлексии [8, с. 22].
Для обучающихся начальной школы создана а система четких эталонов (алгоритма написания букв). Эти эталоны необходимо усвоить и использовать в письменной речи.
Формирование навыков письма осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах : материальной, речевой, умственной:
– материальная форма (составляется план задания, структурируется последовательность действий, анализируется изображение буквы, выделение ее особенностей, сравнение с изученными буквами);
– речевая форма (самостоятельное проговаривание четкого алгоритма написания буквы);
– умственная форма означает постепенный переход речевой формы в область «ума», когда ребенок «про себя» проговаривает алгоритм своих действий [13, с. 99].
Е. В. Прохорова замечает, что по мере увеличения количества изученных букв, младший школьник уже не нуждается в поэтапном анализе того, что он пишет, таким образом, количество производимых им операций сводится на нет [10, с. 50].
Одним из важных пунктов обучения младших школьников письму является анализ каллиграфических ошибок.
К каллиграфическим ошибкам относятся:
– несоблюдение интервалов между буквами в словах, неравномерность расставления букв на строке;
– слишком размашистый или, напротив, убористый почерк;
– разнонаправленность наклона, чрезмерность наклона букв;
– отсутствие линейности на письме;
– «разнокалиберность» высоты букв;
– ломаность, вычурность письма;
– отсутствие связности букв при письме;
– неразборчивость почерка.
Указанные каллиграфические ошибки – следствие недостаточной сформированности навыков письма.
Таким образом, мы можем заключить: общее развитие младшего школьника зависит от многих параметров, одним из которых является навык письма. Формирование навыков письма, в свою очередь, зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности. Обучение письму обусловливает умственное развитие, формирование графической зоркости. Кроме того, обучение письму обеспечивает высокий тонус психической деятельности ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Агаркова, Н. Г. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина [Текст] : Книга для учителя / Н. Г. Агаркова, Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. - М. : Просвещение, 1993. – 318 с.
2 Аристова, Т. А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму [Текст] / Т. А. Аристова // Начальная школа. - 2007. - №1. – С. 41 – 45.
3 Арямова, О. С. Обучение младших школьников правописанию на основе решения орфографических задач [Текст] : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / О. С. Арямова. - М., 1993. - 249 с.
4 Безруких, М. М. Как писать буквы [Текст] / М. М. Безруких, Т. Е. Хохлова / науч. – метод. объединение «Творческая педагогика», МП «Новая школа». – М. : [б. и. ], 1994, 1993. – 61 с.
5 Бондаренко, А. Где прячутся ошибки [Текст] : Дидакт. материал : Пособие для учащихся нач. шк. / А. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1999. - 125 с.
6 Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение». - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
7 Жедек, П. С. Методика обучения письму : Русский язык в начальных классах: Теория и практика [Текст] / П. С. Жедек и др., под ред. Соловейчик М. С. - М. : Академия, 1997. - 383 с.
8 Ильина, В. Опасные места и слабые позиции: Резервы повышения орфографической грамотности [Текст] / В. Ильина // Начальная школа. - 2004. - №15. – С. 28 – 34.
9 Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
10 Прохорова, Е. В. Трудности у младших школьников на уроках письма [Текст] / Е. В. Прохорова // Начальная школа. - 2009. - №5. – С. 12 – 23.
11 Стручаева, Т. М. Обучение «письму-чтению» : история и современная практика [Текст] / Т. М. Стручаева // Начальная школа. - 2010. - №5. – С. 9 – 12.
12 Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста / Ю. Г. Ткачук. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1558-1560. — URL : https://moluch.ru/archive/115/30508/ ( дата обращения: 09.02.2022).
13 Формирование механизмов чтения и письма у детей [Текст] // Грани культуры. Вторая международная научная конференция: Тезисы докладов и выступлений. / под ред. Е. Г. Соколова. - СПб, 2007.
14 Цыновникова, Ю. Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков [Текст] / Ю. Л. Цыновникова // Начальная школа. - 2007. - №7. – С. 16 – 28.