МААМ-картинки

Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Лера
Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности. Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач современной системы образования.

Публикация «Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Стоит согласиться с мнением Авдеевой Н. Н., что об абсолютной безопасности не может идти речь, особенно это касается маленьких детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, а еще важнее, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями[1].

Как известно, к концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, у него сформированы навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.

Проблема формирования у детей знаний по основам безопасности давно обсуждается и достаточно успешно решается многими дошкольными образовательными организациями, однако нельзя сказать, что ответы на все связанные с ней вопросы уже получены. В современных условиях ДОО возникает необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействие дошкольного учреждения с общественными организациями по формированию навыков безопасного поведения дошкольника.

На констатирующем этапе исследования нами была проведена методика (Авдеевой Н. Н, направленная на определение исходного уровня сформированности культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста; наблюдение позволило оценить нам способность ребенка применять знание способов безопасного поведения на практике (в специально организованных сюжетно-ролевых игр, игровых ситуациях)

Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления находится на среднем уровне, а способность применять знания на практике (результаты наблюдения) – на низком уровне. Таким образом, можно констатировать, что дети имеют отдельные несистематизированные представления о безопасном поведении на уровне узнавания, не всегда способны представить варианты развития опасной ситуации, ее последствия, в большинстве случаев не различают реальные и воображаемые ситуации.

На основании полученных результатов констатирующего этапа нами была разработана система педагогических условий по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

В течение трех месяцев (с февраля по апрель 2020 года) в МБДОУ «Д/с «Радуга» была организована работа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя организованные тематические занятия, экспериментирование и опыты, беседы, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения и ситуации, изобразительная и конструктивная деятельность, чтение художественной литературы, реализация проекта «Безопасный дом для дошкольника» (совместно с родителями); работа с родителями.

При организации разных видов деятельности с детьми по формированию безопасного поведения мы использовали следующие средства: а) социальная действительность ( экскурсия до социальных объектов ближайшего окружения: СОШ №14, продуктовый магазин, библиотека, детская поликлиника №3, АДМ); б) предметы рукотворного мира: - беседы и рассуждения об опасных и безопасных предметах, полезных и интересных действий с предметами, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов; в) художественная литература: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, направленные на ознакомление основ безопасности г) игра: словесно-наглядные «Вызов службы спасения», настольно - печатные «Собери картинку», подвижные «1,2,3, что может быть опасно — найди», дидактические «Спасатели», сюжетно-ролевые «Скорая помощь», театрализованные игры «Один дома!»; д) изобразительная деятельность: рисование «Огонь. Знаки пожарной безопасности», лепка «Светофор», аппликация «Опасные предметы»

Так же, при ознакомления детей с основами безопасности мы использовали такие методы, как:

а) наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

б) метод сравнения. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

в) метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

г) метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказать то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

д) игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия.

Таким образом, наша система по формированию культуры безопасного поведения была эффективна, учитывая, что основы безопасного поведения закладываются в дошкольном возрасте в интерпсихической форме, мы в своей работе учитывали неспособность ребенка в полной мере ответственно относится за свои поступки, однако стоит учитывать, что он способен понимать, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие «опасности», если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место.

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб: Детство–пресс, 2015. – 240 с.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Правила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возрастаПравила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возраста Зимой всех без исключения родителей волнует кое-что важное: как обеспечить безопасность на водоемах зимой для детей. Безопасность ребёнка.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 08:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД