Лера
Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности. Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач современной системы образования.
Публикация «Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Стоит согласиться с мнением Авдеевой Н. Н., что об абсолютной безопасности не может идти речь, особенно это касается маленьких детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, а еще важнее, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями[1].
Как известно, к концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, у него сформированы навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.
Проблема формирования у детей знаний по основам безопасности давно обсуждается и достаточно успешно решается многими дошкольными образовательными организациями, однако нельзя сказать, что ответы на все связанные с ней вопросы уже получены. В современных условиях ДОО возникает необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействие дошкольного учреждения с общественными организациями по формированию навыков безопасного поведения дошкольника.
На констатирующем этапе исследования нами была проведена методика (Авдеевой Н. Н, направленная на определение исходного уровня сформированности культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста; наблюдение позволило оценить нам способность ребенка применять знание способов безопасного поведения на практике (в специально организованных сюжетно-ролевых игр, игровых ситуациях)
Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления находится на среднем уровне, а способность применять знания на практике (результаты наблюдения) – на низком уровне. Таким образом, можно констатировать, что дети имеют отдельные несистематизированные представления о безопасном поведении на уровне узнавания, не всегда способны представить варианты развития опасной ситуации, ее последствия, в большинстве случаев не различают реальные и воображаемые ситуации.
На основании полученных результатов констатирующего этапа нами была разработана система педагогических условий по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
В течение трех месяцев (с февраля по апрель 2020 года) в МБДОУ «Д/с «Радуга» была организована работа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя организованные тематические занятия, экспериментирование и опыты, беседы, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения и ситуации, изобразительная и конструктивная деятельность, чтение художественной литературы, реализация проекта «Безопасный дом для дошкольника» (совместно с родителями); работа с родителями.
При организации разных видов деятельности с детьми по формированию безопасного поведения мы использовали следующие средства: а) социальная действительность ( экскурсия до социальных объектов ближайшего окружения: СОШ №14, продуктовый магазин, библиотека, детская поликлиника №3, АДМ); б) предметы рукотворного мира: - беседы и рассуждения об опасных и безопасных предметах, полезных и интересных действий с предметами, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов; в) художественная литература: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, направленные на ознакомление основ безопасности г) игра: словесно-наглядные «Вызов службы спасения», настольно - печатные «Собери картинку», подвижные «1,2,3, что может быть опасно — найди», дидактические «Спасатели», сюжетно-ролевые «Скорая помощь», театрализованные игры «Один дома!»; д) изобразительная деятельность: рисование «Огонь. Знаки пожарной безопасности», лепка «Светофор», аппликация «Опасные предметы»
Так же, при ознакомления детей с основами безопасности мы использовали такие методы, как:
а) наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
б) метод сравнения. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
в) метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
г) метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказать то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
д) игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия.
Таким образом, наша система по формированию культуры безопасного поведения была эффективна, учитывая, что основы безопасного поведения закладываются в дошкольном возрасте в интерпсихической форме, мы в своей работе учитывали неспособность ребенка в полной мере ответственно относится за свои поступки, однако стоит учитывать, что он способен понимать, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие «опасности», если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб: Детство–пресс, 2015. – 240 с.