Попова Регина
Педагогические условия деятельности социального педагога в вопросах профилактики правонарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Основным субъектом профилактической деятельности в образовательной организации является социальный педагог. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Социальный педагог оказывает помощь ребёнку в разных направлениях :
Публикация «Педагогические условия деятельности социального педагога в вопросах профилактики правонарушений» размещена в разделах
1. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
2. Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейнобрачным, трудовым, гражданским вопросам;
3. Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и др. учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
4. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
5. Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников;
6. Медико-социальная помощь, направленная на охрану их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в коллективе сверстников, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении;
8. Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Социальный педагог выступает связующим звеном между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания, в том числе в решении проблемы профилактики среди несовершеннолетних.
Особенностью социально-педагогического подхода является акцент на специальное создание определенных условий, способствующих эффективной профилактике среди подростковой
Под социально-педагогическими условиями, способствующими успешной профилактике подростков, мы понимаем следующее:
— обеспечение максимального использования потенциала социальных институтов (семья, образовательное учреждение, здравоохранение, службы социальной защиты, правоохранительные органы, общественные организации) и их взаимодействие;
— активизация собственного потенциала личности учащегося;
— включение учащихся в совместную социально-значимую среду.
Моделью для принятия мер по профилактики и для создания педагогических условий стала создание психолого-медико-педагогического-консилиума.
1. Социально-психологическая служба совместно с ОДН УМВД и КДН и ЗП Тульской области и за её пределами:
— своевременная диагностика и психолого-педагогическое сопровождение кризисных ситуаций (периодов) в жизни подростка;
— помощь в социальной адаптации подростка, что проявляется в том, что подросток учится:
1) устанавливать контакты с другими, строить эффективное общение и развивать партнерские отношения;
2) принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку
окружающим, быть способным обратиться при необходимости за помощью к другим.
— просвещение родителей подростков о путях и способах вовлечения в потребление психоактивных веществ;
— информирование родителей о типичных признаках потребления подростком наркотиков;
— оказание правовой помощи, обеспечивающей соблюдение прав ребенка (подростка);
— разъяснение незаконности хранения, распространения наркотических веществ, мере ответственности за нарушение антинаркотического законодательства;
— информирование подростков о существовании связи между употреблением наркотиков с совершением преступлений;
— информирование о формах правовой поддержки в случае предложения наркотика (телефон доверия);
— обеспечение подростка информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
2. Медицинские работники школы совместно с областным наркологическим диспансером:
— информирование подростков, родителей о последствиях употребления наркотиков для здоровья человека, его потомства;
— разъяснение в подростковой среде психофизиологических механизмов возникновения наркозависимости с учетом особенностей возраста.
3. Учителя, воспитатели, классные руководители школы:
— информация на уроках биологии, химии, литературы по предупреждению наркомании, обеспечение учащихся объективной информацией о действии наркотиков, формирование отношения к этой проблеме;
— проведение организационно-просветительской работы по профилактике наркоманий и токсикоманий в школе и за её пределами, -— выработка отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и токсикантам не только путем разъяснения негативных последствий приобщения к ним, но и на основе возможных отрицательных последствий их поведения, формирования умственных, интеллектуальных способностей в реализации поставленных подростками целей и задач их перспективного роста и развития;
— целенаправленное формирование социально значимых качеств личности подростка, необходимых для его успешной социализации;
— включение подростков в разнообразные виды социально полезной деятельности;
— создание комфортной среды жизнедеятельности подростка в образовательном учреждении, способной оказать влияние на развитие сферы его интересов.
4. Педагоги дополнительного образования:
— организация физкультурно-оздоровительной работы, привлекательной для подростков, заполнение свободного времени подростка конструктивными формами досуга;
— развитие творческого потенциала детей и подростков за счет предоставления различных факультативов, кружков, спортивных секций, студий, клубов по интересам и т. д. ;
— поддержка волонтерского движения, антинаркотические акции и т. д. ;
Комплексный подход к данной проблеме со стороны всех институтов воспитания, нахождение сферы деятельности, в которой подросток может показать успехи, препятствует развитию пристрастия к наркотическим веществам. Установлено, что учащиеся, преуспевающие в каких-либо из видов деятельности (спорт, искусство и другие, реже оказываются среди тех, кто употребляет наркотики. Включение обучающихся в совместную социально значимую деятельность представляет собой условие успешного осуществления профилактической деятельности.
Занятия в кружках, клубах, спортивных секциях, участие в театральных спектаклях способствуют развитию физических, духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон подростка, а самое главное — реализации своего «я».
Таким образом, социально-педагогическая профилактика представляет собой, на наш взгляд, комплексную систему социально-педагогических мер, направленных на создание условий для позитивного развития личности подростка при максимальном использовании потенциала социума и самой личности.