наталия сержантова
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству
У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Нужно найти гибкий баланс между собственными и детскими интересами, создать такую атмосферу, чтобы пребывание в саду превратилось в радостный, интересный и увлекательный процесс. Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое. Пробуя себя в различных видах творчества, дети узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель и обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть дети, которые любят наряжаться; они обожают костюмы, ставят спектакли и играют в шарады. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Некоторые любят писать стихи, рассказы и загадывать загадки. Другим нравится танцевать.
Публикация «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность, ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.
Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-
творческая деятельность,
- эмоционального отношения к предметам эстетического
характера;
- мелкой моторики рук
Для реализации задач по художественному творчеству нужны педагогические технологии.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:
игровая технология
наблюдение
экскурсия (реальная и/или виртуальная)
технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
эвристическая беседа
информационно-коммуникационные технологии;
технология «ТРИЗ» (решение изобразительных задач)
технологии проектной деятельности
Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать.
В развитии изобразительного творчества у детей, выразительность образа во многом зависит от используемых детьми художественных техник, которые можно разделить на классические и неклассические.
Сначала ребенок осваивает классические техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, соус, карандаш, фломастер). А затем уже неклассические техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).
В основе неклассических техник лежит эксперимент с материалами. Неклассические техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.
Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические и неклассические художественные техники.
Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях
Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.
Экскурсии – условно делятся - по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции - на два вида: реальные и виртуальные.
Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.
Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.
Так же в детском саду проводятся выставки направленные на воспитание интереса к современному и народному искусству; развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольника, формирование ценностных эстетических ориентиров.
Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т. д.
Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
Игры с цветом:
Получение новых оттенков путем смешивания красок.
Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
Овладение разными изобразительными инструментами.
Создание разных изобразительных материалов.
Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.
Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Информационно-коммуникационные технологии
Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.
Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Но также есть и минусы данной технологии - это трудности экономического характера, не хватает средств и технического оснащения, а так же остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться современной техников, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для решения данной проблемы педагоги проходят курсы по повышению профессионального мастерства.
Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники
Решение изобразительных задач позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим (Чарльз Диккенс).