Приложение МААМ

Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию

Анна Белокрылова
Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию
▼ Скачать + Заказать документы

При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение

которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных

и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). В старшей группе вводится новый вид работы - ознакомление со словесным составом предложения.

Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова - из слогов и звуков, т. е. выработка у

Публикация «Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию» размещена в разделах

детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты. Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье,

внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Практическое овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, конфетница,

направление действий (ехал - поехал - выехал) и т. п.

Детей подводят к умению создавать новое слово на базе другого

однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из

него по смыслу и по форме, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег - снежинка - снежный - снеговик - подснежник). Необходимо включать в обучение дошкольников такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от

словообразовательных оттенков.

Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов

субъективной оценки; дети должны объяснять смысл и различие слов :

дом - домик - домище; береза - березка - березонька; книга - книжечка -

книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов

противоположного значения: бежал - перебежал - выбежал; играл выиграл - проиграл. Выделение смысловых оттенков имен прилагательных,

образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется

(дополняется) значение производящего слова : умный - умненький - умнейший; худой - худущий; полный - полненький - полноватый; плохой -

плохонький.

Детей обучают синтаксису - способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов, простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность,

выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях

детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Особое внимание в обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим употребление правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона, правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны

усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя

речи у детей дошкольного возраста закладываются умения оперировать

синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения

связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка

сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами

(словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания (описания, повествования, рассуждения, а также понимать уместность употребления разных

типов предложений в разных контекстах.

Таким образом, у детей необходимо сформировать элементарное

представление о структуре предложения и о правильном использовании

лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить

разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые

смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.

Мы должны научить ребенка пользоваться языковыми средствами

(словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Тренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольниковТренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольников Тренажер для обучения старших дошкольников с ОНР послоговому чтению и формированию фонематического слуха «ЧИТАЮ САМ»Бутолина Марина учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию
Опубликовано: 25 августа 2022 в 14:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию» (включая файлы) размещена пользователем Анна Белокрылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД