Анна Белокрылова
Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение
которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных
и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). В старшей группе вводится новый вид работы - ознакомление со словесным составом предложения.
Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова - из слогов и звуков, т. е. выработка у
Публикация «Педагогические особенности целенаправленного обучения дошкольников словообразованию» размещена в разделах
детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты. Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье,
внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Практическое овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, конфетница,
направление действий (ехал - поехал - выехал) и т. п.
Детей подводят к умению создавать новое слово на базе другого
однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из
него по смыслу и по форме, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег - снежинка - снежный - снеговик - подснежник). Необходимо включать в обучение дошкольников такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от
словообразовательных оттенков.
Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов
субъективной оценки; дети должны объяснять смысл и различие слов :
дом - домик - домище; береза - березка - березонька; книга - книжечка -
книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов
противоположного значения: бежал - перебежал - выбежал; играл выиграл - проиграл. Выделение смысловых оттенков имен прилагательных,
образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется
(дополняется) значение производящего слова : умный - умненький - умнейший; худой - худущий; полный - полненький - полноватый; плохой -
плохонький.
Детей обучают синтаксису - способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов, простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность,
выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях
детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.
Особое внимание в обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим употребление правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона, правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны
усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя
речи у детей дошкольного возраста закладываются умения оперировать
синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения
связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка
сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами
(словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания (описания, повествования, рассуждения, а также понимать уместность употребления разных
типов предложений в разных контекстах.
Таким образом, у детей необходимо сформировать элементарное
представление о структуре предложения и о правильном использовании
лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить
разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые
смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Мы должны научить ребенка пользоваться языковыми средствами
(словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания.