Титова Наталья Анатольевна
Педагогические чтения по теме «Создание условий по формированию у детей представлений о безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические чтения по теме
«Создание условий по формированию у детей представлений о безопасности»
«Самое дорогое у человека - это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой.
Работу в данном направлении в детском саду необходимо организовать не только с детьми, но и с родителями.
Публикация «Педагогические чтения по теме „Создание условий по формированию у детей представлений о безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Недостаточно только информировать детей о правилах безопасного поведения. Важно донести до родителей понимание того, что ребенка нужно не только оберегать от опасности, но и «вместе с ребёнком» приобретать опыт безопасного поведения в быту, на улице, в общественных местах.
Готовя ребёнка к встрече с возможными трудностями, родитель дома, а воспитатель в группе формирует представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.
Рекомендуйте родителям помнить, что прививать ребёнку навыки безопасного поведения в быту необходимо личным примером. Учитывая подражательность свойственную дошкольникам, педагог в группе создаёт условия для формирования безопасного поведения ребёнка. Комбинирует методы, приёмы и формы организации работы с детьми.
Родителям важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту. Именно поэтому, совместно с родителями, воспитатель выступают для ребенка примером для подражания.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей (ПДД и пожарная безопасность). Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа, терроризм, детям старшей и подготовительной группы дают представления о том, что такое телефон доверия.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определяют цель:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья, воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать
Задачи:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и сверстничества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы:
1 этап - заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно - воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-отгадывание загадок;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во-первых, необходимо сформировать у детей представления об общепринятых человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных.
Поэтому рассказывайте родителям в чате или в приёмной «как вы вместе искали выход из трудного положения, вместе обсуждали проблему, вели диалог, вместе познавали "если машина едет под гору", то к её скорости еще добавляется скорость инертности, делали открытия, удивлялись.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- бизиборт по безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.
2. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, и мест, благоприятных для игр (в старшем дошкольном возрасте такой план можно составить вместе с детьми);
3. Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др;
4. Альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился»